Дело № 2-3803/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2011 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Григорьеве А.В., с участием истца Судаковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Судаковой Е.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики о признании решения незаконным, обязании включить периоды времени в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
Судакова Е.Н. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Чебоксары о признании незаконным его решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы, периодов нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением и на курсах повышения квалификации, и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по пенсионным вопросам УПФР в г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения.
Указывая, что данное решение является незаконным и необоснованным, нарушающим её конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, при этом ссылаясь на ранее действовавшее и ныне действующее законодательство в области регулирования пенсионных отношений, просила обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры, патронажной медсестры в ясли-саде № Чебоксарской чулочно-трикотажной фабрики;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением с сохранением заработной платы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения на курсах повышения квалификации; и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Судакова Е.Н.. в судебном заседании исковые требования поддержала по приведенным в иске основаниям и вновь привела их суду.
Представитель ответчика Енцова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия три года, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, в удовлетворении исковых требований просила отказать по изложенным в решении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав, сокращения гарантий
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативные правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Судом установлено, что Судакова Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в г. Чебоксары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением УПФР в г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья ей отказано ввиду отсутствия требуемого специального тридцатилетнего стажа.
Сведениями из трудовой книжки Судаковой Е.Н. и ее пенсионного дела подтверждается, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей медицинской сестры, патронажной медицинской сестры в ясли-саде № Чебоксарской чулочно-трикотажной фабрики.
Указанный период работы истца в её специальный стаж не включен на том основании, что учреждение не отнесено к числу учреждений, предусмотренных Списком.
До 1 октября 1993 года на территории РФ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно данному документу все медицинские сестры, работавшие в детских садах, детских домах и иных образовательных учреждениях, поименованных в данном документе, независимо от занимаемой должности имели право на получение пенсии по выслуге лет.
Таким образом, трудовая деятельность в образовательных учреждениях в качестве медсестры в спорный период включалась в льготный стаж, в связи с чем период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры, патронажной медицинской сестры в ясли-саде № Чебоксарской чулочно-трикотажной фабрики подлежит включению в специальный стаж.
Что касается периода нахождения Судаковой Е.Н. в дополнительном отпуске в связи с обучением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то он также подлежит включению в подсчет специального стажа на основании нижеследующего.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в специальный стаж включаются периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках.
В главе 26 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
Согласно ст. ст. 173, 174 ТК РФ работникам, направленным работодателем на обучение или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно- правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, нахождение работника в дополнительном отпуске в связи с обучением с сохранением среднего заработка, из которого производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, является разновидностью дополнительного отпуска и подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке и по нормам действующего в настоящее время пенсионного законодательства РФ, в частности, в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
Согласно уточняющей справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, Судакова (в девичестве К.) Е.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Городской клинической больнице № в должности медицинской сестры в неврологическом отделении, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен ученический отпуск с сохранением заработной платы.
С учетом вышеприведенных положений закона данный период нахождения истца в дополнительном отпуске в связи с обучением подлежит включению в специальный трудовой стаж.
В подсчет специального стажа истицы Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары не включен период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности медицинской сестры кардиологического отделения МУЗ «Центральная городская больница» г. Чебоксары.
Нахождение Судаковой Е.Н. на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы в вышеуказанный период подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУЗ «Центральная городская больница».
В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Как было указано выше, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По сведениям пенсионного дела Судакова Е.Н. в вышеупомянутые спорные периоды была направлена на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, следовательно, на ее имя производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, что само по себе свидетельствует о том, что истица исполняла трудовые обязанности.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что период нахождения Судаковой Е.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а требование истицы в данной части – удовлетворению.
Судаковой Е.Н. заявлено требование об обязании Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как было указано выше, продолжительность специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлена в 30 лет. Специальный стаж Судаковой Е.Н., исчисленный Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, составил 28 года 8 месяцев 04 дня. С учетом включения в специальный трудовой стаж спорных периодов работы и нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением и на курсах повышения квалификации общая продолжительность специального стажа Судаковой Е.Н. на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ составляла 30 лет 01 день, то есть требуемый тридцатилетний специальный стаж на указанный день у неё имелся, следовательно, с указанного дня ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости.
В связи с изложенным решение Управления Пенсионного фонда России в г. Чебоксары ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ суд признает незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Судаковой Е.Н. удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы Судаковой Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры, патронажной медсестры в ясли-саде № Чебоксарской чулочно-трикотажной фабрики, период нахождения в дополнительном отпуске в связи с обучением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Судаковой Е.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья Е.Д. Смирнова
Мотивированное решение составлено 28 ноября 2011 года.