Дело № 2-3778-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2011 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Анисимовой Н.Е., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Анисимова Н.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Анисимова Н.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии о признании незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты> № г. Чебоксары (ныне <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в командировках.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого 25-летнего специального педагогического стажа на дату обращения за пенсией – ДД.ММ.ГГГГ, с чем истица не согласна, считая решение ответчика нарушающим ее конституционные права на социальное обеспечение – в частности права на пенсию.
В судебном заседании истец Анисимова Н.Е. свои требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, заявленные истцом требования не признал по основаниям, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ за №, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив пенсионное дело Анисимовой Н.Е., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
Положениями ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года №11-П, которым положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, положение, согласно которому в стаж в педагогической деятельности включается лишь осуществлявшаяся в государственных и муниципальных учреждениях для детей, признаны противоречащими Конституции РФ. Названным постановлением определено, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), которые включались в стаж ранее действовавшим законодательством, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность не менее 25 лет, на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренное Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», трансформировалось в их право, предусмотренное Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на досрочное получение трудовой пенсии ранее наступления возраста, предусмотренного статьей 7 данного закона.
Согласно ст. 55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочную трудовую пенсию по старости).
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленных доказательств, ДД.ММ.ГГГГ Анисимова Н.Е. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. Фактическая продолжительность специального стажа истца по подсчетам пенсионного фонда составила 20 лет 3 месяца 20 дней при требуемой продолжительности специального стажа – 25 лет.
При этом, в специальный стаж истца ответчиком не включены спорные периоды, что суд считает не правомерным и решение пенсионного фонда в указанной части, а также в части отказа в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости подлежит признанию незаконным.
Так, из материалов дел усматривается и стороной ответчика не оспаривается, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Анисимова Н.Е. работала в должности <данные изъяты> (ныне <данные изъяты> г. Чебоксары»). В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в командировках.
В пункте 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, подлежит безусловному включению в специальный стаж работа в должности учителя в школах и школах-интернатах всех типов и наименований, лицеях, гимназиях.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Список 1999 года) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Правила 1999 года).
Список 1999 года предусматривал безусловное включение в выслугу лет работы в должности учителя в общеобразовательном учреждении.
Из материалов пенсионного дела усматривается, что учебно-воспитательный комплекс был создан на базе средней школы, которая впоследствии была неоднократно переименована. При этом функции данного учебного общеобразовательного учреждения не изменялись.
Факт осуществления истцом в спорные периоды педагогической деятельности в муниципальном учреждении образования подтверждается материалами пенсионного дела. В связи с переименованием учреждения, где работала истица, ее должностные обязанности не изменились. В связи с этим суд считает, что право лица на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости не зависит от названия учреждения, конкретизации вида образовательного учреждения, а определяется, исходя из работы, связанной с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении вышеуказанных периодов работы в специальный педагогический стаж.
При таких обстоятельствах периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> г. Чебоксары (ныне <данные изъяты> г. Чебоксары») подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Также подлежат удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения Анисимовой Н.Е. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением заработной платы, что подтверждено уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ за № и в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, связанных с обучением, что подтверждено уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Из Рекомендаций, данных Международной Организацией Труда, следует, что периоды оплачиваемого отпуска должны приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике.
В соответствии со ст. 184 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.
Согласно ст. 196 КЗоТ РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.
В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
В ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, и ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, в п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 718, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением и на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истец в спорный период работала в должности учителя, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации педагогического работника. В связи с этим, истица была направлена работодателем на курсы повышения квалификации и в командировки с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ должен производить отчисления в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом зачета указанных выше спорных периодов в спецстаж истца право на досрочную трудовую пенсию по старости возникает с ДД.ММ.ГГГГ, то с указанной даты и подлежит назначению Анисимовой Н.Е. досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем требования истца о назначении ей пенсии с указанной даты также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения периодов работы, нахождения Анисимова Н.Е. на курсах повышения квалификации и в командировках, а также в части отказа в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Анисимова Н.Е. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>, <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в командировках.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Анисимова Н.Е. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: С.Н. Федярова
Мотивированное решение суда составлено 30 ноября 2011 года.