Дело № 2-3426-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2011 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием истца Гунина Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гунина Г.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании права на получение пенсии на уровне 3,5 минимальных размеров трудовых пенсий, умноженных на районный коэффициент 1,5,
установил:
Гунин Г.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии с учетом уточненного иска о признании права на получение пенсии на уровне 3,5 минимальных размеров трудовых пенсий, умноженных на районный коэффициент 1,5, приняв за минимальную пенсию текущую. Исковые требования мотивированы тем, что ему, как работавшему на Крайнем Севере, была назначена максимальная на тот момент пенсия, исчисляемая как 3,5 трудовых минимальных пенсий, умноженная на районный коэффициент 1,5 в соответствии со ст.ст. 14, 18, 112 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и ст. ст. 28, 31 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Позднее был принят альтернативный федеральный закон № 113-ФЗ от 21.07.1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», по которому расчет пенсий производился с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее - ИКП). При этом из прежнего общего стажа вычислялись нестраховые периоды деятельности, а именно: профессиональная подготовка в очных учебных заведениях, прохождение службы в армии. Для пенсионеров с Крайнего Севера исключались кратный трудовой стаж и увеличение пенсий на районный коэффициент. С ростом средней заработной платы по стране и повышением потолка ИКП при одновременном замораживании размера минимальной пенсии истца автоматически перевели на новую форму расчета по альтернативному закону как более выгодную. По мнению истца, сведение двух законов в единый федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. состоялось на основе содержания последнего и по новому закону северяне лишены льготного стажа, а истец - и льготного соотношения средних зарплат 1,9. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. и Определение от 05 ноября 2002 г., в которых указывается, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшими на момент приобретения этих прав, и утвержденное Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом Постановлением от 17.10.2003 г. № 70, Разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» истец просит признать за ним право на получение пенсии на уровне 3,5 минимальных размеров трудовых пенсий, умноженных на районный коэффициент 1,5, приняв за минимальную пенсию текущую.
В судебном заседании истец Гунин Г.А. поддержал заявленные уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привел их суду.
Ответчик УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представив письменный отзыв, в котором в удовлетворении иска просит отказать и рассмотреть иск без участия представителя ответчика.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела Гунина Г.А., суд приходит к следующему.
Положения ст. 39 Конституции РФ гарантируют социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судом установлено, что Гунину Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении возраста 52 лет назначена государственная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «а» статьи 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.1 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в силу с 01 января 2002 года, в связи с введением в действие данного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по следующей формуле:
ПК = (РП-450 рублей) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Закона;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт I ст. 32 Федерального закона от 17 декабря 2002 года № 173-ФЗ).
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии со статьей 30 Закона застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п.3 ст.30 Закона, либо в порядке, установленном п.4 ст.30 Закона, либо в порядке, установленном п.6 ст.30 Закона.
При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер пенсии определяется по следующей формуле:
РП=СК х ЗР/ЗП х СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 руб. 00 коп.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1.2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 данного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / 3П) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1.5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1.5 до 1.8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1.8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ (подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона предусмотрены мужчины, достигшие возраста 55 лет и женщины, достигшие возраста 50 лет. проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет), в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 данного Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым пункта 3 статьи 30 Федерального закона, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются определенные данным пунктом периоды
При этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности от 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п.3 ст.30 Закона, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Таким образом, расчетный размер пенсии истца, исчисляемый в соответствии с п.3 ст.30 Закона, при наличии календарного 34 летнего общего трудового стажа по состоянию на 01 января 2002 года составил:
РП=0,69 (стажевый коэффициент при наличии 34-летнего общего трудового стажа на 01.01.2002 года) х 1,2 (максимально возможное отношение заработков) х 1671 руб. = 1383 руб. 59 коп.
Расчетный пенсионный капитал (ПК) по состоянию па 01.01.2002 г. составил: (1383,59-450 рублей) х 144 месяца (ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости в 2002 году) = 134436 руб.96 коп.
При определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, ее размер, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 данного Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1. 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона. - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Следовательно максимальный расчетный размер пенсии при наличии специального стажа по Списку № 1 продолжительностью не менее 10 лет при определении его в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона составит <данные изъяты>
Максимальный расчетный размер пенсии для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лег (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, данные суммы увеличиваются на соответствующий районный коэффициент 1,5, составит <данные изъяты>
Впоследствии размер пенсии истца, расчетный размер которой по состоянию на 01 января 2002 года исчислен в соответствии с п.3 ст.30 Закона №173-ФЗ неоднократно увеличивался в связи с проводимыми индексациями базовой и страховой частей трудовой пенсии, правильность которых истцом не оспаривается.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действия пенсионного органа по исчислению расчетного размера пенсии истца по состоянию на 01 января 2002 года в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, произведены правомерно и правильно, правовых оснований для назначения истцу пенсии на уровне 3,5 минимальных размеров трудовых пенсий, умноженных на районный коэффициент 1,5, не имеется, рассчитанная и выплачиваемая истцу в настоящее время пенсия по нормам действующего законодательства является максимально выгодной для него.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Гунина Г.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании права на получение пенсии на уровне 3,5 минимальных размеров трудовых пенсий, умноженных на районный коэффициент 1,5, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня составления решения судом в окончательной форме.
Судья А.В.Мартьянова