об обязании включить в педагогический стаж периоды работы



Дело № 2-4291-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 года                                                                         г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В, при секретаре Кошкиной Н.В., с участием истца Степановой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой З.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии об обязании включить в педагогический стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

     установил:

Степанова З.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии об обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды:

- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Степановой З.В. отказано в соответствии с подп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией (ДД.ММ.ГГГГ). При этом в специальный стаж вышеназванные периоды не включены, считает отказ в этой части незаконным, просит обязать ответчика включить вышеназванные периоды в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Степанова З.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду.

Ответчик - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в деле не выделил, решен вопрос о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив пенсионное дело Степановой З.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Степановой З.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В силу ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав, сокращения гарантий и механизмов правовой защиты.

Подпунктом 19 пункта 1, пунктом 2 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ). Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

По сведениям трудовой книжки, материалов гражданского и пенсионного дел Степановой З.В., истец в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации за время работы в должности учителя в МОУ «СОШ-гимназия <адрес>», МОУ «СОШ <адрес>.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

В соответствии со ст. 184 КЗоТ РФ, действовавшего до 01 марта 2002 года, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.

Согласно ст. 196 КЗоТ РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.

В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.

Ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 01 марта 2002 года, и ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В указанных Правилах отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации по специальности.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поскольку истец в спорный период работала в должности учителя в МОУ «СОШ-гимназия <адрес>», МОУ «СОШ <адрес>», в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации педагогического работника. В связи с этим, истица была направлена работодателем на курсы повышения квалификации. В указанные периоды за ней сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ.

При изложенных обстоятельствах, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Истец просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> ЧР - Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику - с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом удовлетворенной части исковых требований, на ДД.ММ.ГГГГ у Степановой З.В. имеется необходимый 25-летний специальный стаж, следовательно, с указанного дня ей должна быть назначена выплата досрочной трудовой пенсии по старости.

В силу требований ч.1 ст.98 ГПК РПФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, что является основанием для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по госпошлине в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                           решил:

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии включить Степановой З.В. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по старости периоды:

- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии назначить Степановой З.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии в пользу Степановой З.В. расходы по госпошлине в размере <данные изъяты> руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня вынесения судом решения.

Судья                                    А.В.Мартьянова