решение о включении периодов работы в спецстаж, дающий правона досрочную трудовую пенсию пл старости, назначении пенсии



Дело № 2-4199-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 года                                город Чебоксары

    Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Петровой Ю.Е., с участием представителя ответчика Ванеркина А.Н., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бочкар С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Бочкар С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности по включению в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности <данные изъяты> и назначению досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Бочкар С.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Истец не согласен с указанным решением и считает, что спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж, поскольку в указанные периоды она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

    В судебном заседании истец Бочкар С.В. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, вновь привела их суду.

    Представитель ответчика УПФ РФ в г. Чебоксары Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, требования истца не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в назначении пенсии.

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел Бочкар С.В., суд приходит к следующим выводам.

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года (с последующими изменениями), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пункта 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сведениями, содержащимися в трудовой книжке Бочкар С.В., справками, уточняющими периоды работы, занятость которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, повреждается, что истица в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Пенсионным органом в специальный стаж истца не включены указанные спорные периоды.

Как указывалось выше, решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ Бочкар С.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из решения, требуемая продолжительность специального стажа составляет 30 лет, фактическая продолжительность специального стажа истицы составила 27 лет 27 дней.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Соответственно, для определения права на включение указанного спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорный период.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень 1959 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение 1959 года).

Раздел 2 Перечня 1959 года предусматривало включение работы в должности медицинской сестры (все, независимо от наименования должности) в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов (в том числе в санатории и в курортных лечебницах всех наименований).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит включению в специальный медицинский стаж.

Истица также просит возложить на ответчика обязанность по включению в медицинский стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности <данные изъяты>

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, действовавшие в период по 31 декабря 1991 года, предусматривали положения о включении в специальный медицинский стаж периодов работы в должности медицинской сестры в ясельной группе, медсестры - воспитателя, воспитателя ясельной группы в детских яслях, ясли-саде.

В разделе «Наименование учреждений и организаций» названного Перечня предусматриваются учреждения - «детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады», в разделе «Наименование должности» - должность «медицинской сестры - все независимо от наименования должности».

Согласно Типовым штатам яслей-садов, утвержденным приказом министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 года № 103 и введенным в действие с 01 марта 1972 года, в ясли-сад принимались дети в возрасте от двух месяцев до трех лет, в штате ясельной группы предусматриваются должности «медицинской сестры» и «санитарки-няни», что требует соответствующего медицинского образования. Прием детей в дошкольные группы предусматривается с трех до семи лет и введена только должность воспитателя, а не медицинской сестры.

Соответственно, комплектация «детских яслей» и «детского сада», «объединенных ясли-сада» различная, исходя из возраста малолетних детей, что, в свою очередь, ведет к различию должностных обязанностей медицинской сестры ясельной группы и воспитателя в дошкольной группе детей.

Изложенное подтверждается и положениями п. 1 раздела II Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которым работа в «детских яслях» засчитывалась только в специальный медицинский стаж, работа же в должности воспитателя в «детских садах и объединенных ясли-садах» засчитывалась в педагогический стаж.

Пунктом 7 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года № 1057 переименована должность «медсестра ясельной группы» на должность «воспитателя» в детских дошкольных учреждениях. Однако должностные обязанности «медицинской сестры ясельной группы» ясли-сада до переименования и «воспитателя» идентичны, должностные обязанности, условия труда не изменились.

Переименование работодателем должности в разрез действующим положениям пенсионного законодательства не является основанием для ограничения прав истца на получение пенсионного обеспечение.

Таким образом, спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит включению в специальный медицинский стаж в календарном порядке. В том числе подлежит включению период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года.

Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.

Изложенная позиция согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума за № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Таким образом, с учетом изложенных норм закона, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Истцом также заявлено требование о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о назначении пенсии Бочкар С.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание то, что спорные периоды работы истца (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет) подлежат включению в специальный медицинский стаж, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у нее выработался необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с чем, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Бочкар С.В. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности <данные изъяты>

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по назначению Бочкар С.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья:                                       З.А. Степанова

Мотивированное решение суда составлено 09 декабря 2011 года.