Дело № 2-3927/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2011 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Кольцовой О.С., с участием истца Глуховой А.П., её представителя Карапетян Т.В., представителя ответчика Ванеркина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глуховой А.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л :
Глухова А.П. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. При этом необоснованно не включил в специальный стаж периоды работы в должности старшей пионервожатой в средней школе № г. Чебоксары с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № с преподаванием ряда предметов на английском языке г. Чебоксары» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя русского языка и литературы в частном образовательном учреждении «Центр «Интеллект» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указывая, что данное решение является незаконным и необоснованным, нарушающим её конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, при этом ссылаясь на ранее действовавшее законодательство в области регулирования пенсионных отношений, и ныне действующее пенсионное законодательство, просила обязать ответчика включить вышеперечисленные периоды в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Глухова А.П., её представитель по устному ходатайству Карапетян Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по приведенным в иске основаниям кроме требования о возложении на ответчика обязанности включить в спецстаж периода работы в должности учителя русского языка в МОУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № с преподаванием ряда предметов на английском языке г. Чебоксары» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Ванеркин А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, полагая решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары относительно периодов, не включенных в специальный стаж истца, правильным.
Выслушав пояснения истца, её представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав, сокращения гарантий.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст. 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочную трудовую пенсию).
ДД.ММ.ГГГГ Глухова А.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФР в г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № Глуховой А.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.
При этом в подсчет специального стажа не включены периоды работы в должности старшей пионервожатой в средней школе № г. Чебоксары с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя русского языка в МОУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № с преподаванием ряда предметов на английском языке г. Чебоксары» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя русского языка и литературы в частном образовательном учреждении «Центр «Интеллект» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Записями в трудовой книжке и сведениями из пенсионного дела подтверждается, что истец Глухова А.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1980 года работала в должности старшей пионервожатой в средней школе № г. Чебоксары.
На момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и на момент рассмотрения дела судом действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (ред. от 26.05.2009)
Отсутствует спор по виду учреждения, где работала истец в указанный период.
Однако указанным выше Списком должностей и учреждений должность старшей пионервожатой не предусмотрена.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативные правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
В период работы истца в должности старшей пионервожатой действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пунктом 2 которого утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В примечаниях к указанному Перечню предусмотрено, что только работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет. В графе «наименование должностей» отсутствуют должность «старшая пионервожатая».
Однако подпунктом «д» пункта 1 и пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривается, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в школах в качестве штатных пионервожатых.
Соответственно, действовавшим в спорный период работы истца законодательством предусматривалось включение в специальный педагогический стаж работы учителей и других работников просвещения работы в должности пионервожатой в школах.
В связи с этим истец имеет право на включение указанного спорного периода работы в должности старшей пионервожатой в специальный педагогический стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполняющими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
При этом суд учитывает, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Указанная правовая позиция изложена и в п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П.
Пунктом 4 вышеупомянутого Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривается, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что продолжительность трудового стажа Глуховой А.П. в должности старшей пионервожатой в средней школе не превышает 1/3 требуемого для назначения пенсии специального стажа, на момент ее обращения в УПФ РФ в г. Чебоксары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии имеется необходимый педагогический стаж 16 лет и 08 месяцев в соответствии с требованиями пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, суд приходит к выводу, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в средней школе № г. Чебоксары подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Глуховой А.П. также ставится вопрос об обязании включить в подсчет специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы в должности учителя русского языка и литературы в частном образовательном учреждении «Центр «Интеллект» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанны период работы ответчиком не включен в специальный стаж истца на том основании, что наименование учреждения не отнесено к числу учреждений, предусмотренных Списком.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В п. 1.1. данного Списка в разделе «Наименование учреждений» предусмотрен такой вид учреждения, как «общеобразовательные учреждения», к которым отнесены в том числе школы всех наименований, лицей, гимназия, центр образования.
Согласно Уставу частного образовательного учреждения «Центр «Интеллект», утвержденному протоколом собрания учредителей № от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденному в новой редакции решением учредителя № от ДД.ММ.ГГГГ, ЧОУ «Центр «Интеллект» зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции Чувашской Республики, регистрационный номер 41, является негосударственным некоммерческим общеобразовательным учреждением (п. 1.1.).
Истцом представлено свидетельство о государственной аккредитации серии ОБ № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согалсно которому ЧОУ «Центр «Интеллект» по своему статусу относится к образовательному учреждению и является средней общеобразовательной школой, реализует образовательные программы: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца об образовании и (или) квалификации.
ЧОУ «Центр «Интеллект» Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия серии №, регистрационный №, о том, что учреждение имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении(ях) к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников.
Указанная лицензия действительна до ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания справки, выданной ЧОУ «Центр «Интеллект», следует, что Глухова А.П. работала в центре «Интеллект» в подразделении «средняя общеобразовательная школа» учителем русского языка и литературы в 8, 9, 10, 11 классах на полную ставку, вела уроки по общеобразовательной программе «Школа 2100», утвержденной Министерством образования РФ, проводила и принимала классные часы, родительские собрания, ездила на экскурсии в Болдино, Шоршелы, Москву, проводила и участвовала вместе с детьми во всех мероприятиях. Которые проводились по плану в школе. Активно участвовала в научно-практических конференциях, которые проводились в школе.
Таким образом, ЧОУ «Центр «Интеллект» является общеобразовательным учреждением и относится к центру образования и истец, работая учителем русского языка и литературы, осуществляла педагогическую деятельность, которая не отличается от деятельности педагогов, работающих в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истца о включении спорного периода работы в ЧОУ «Центр «Интеллект» в специальный педагогический стаж.
Поскольку в судебном заседании сторона истца не поддержала свое требование о включении в спецстаж периода работы в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № с преподаванием ряда предметов на английском языке г. Чебоксары» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то суд отказывает в удовлетворении требования в указанной части.
Относительно требований Глуховой А.П. о включении в специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд исходит из следующего.
Из уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной МОУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Чебоксары» следует, что в период работы Глуховой А.П. в упомянутом учреждении учителем русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она находилась на курсах повышения квалификации с01 февраля 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работника на курсы повышения квалификации ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, из которого производятся отчисления в Пенсионный фон РФ.
В связи с этим истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производил отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается справкой, уточняющей периоды работы.
При изложенных обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный педагогический стаж работы.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как было указано выше, продолжительность специального педагогического стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлена в 25 лет. Педагогический стаж Глуховой А.П., исчисленный Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, составил 17 лет 9 месяцев 2 дня.
С учетом включения в специальный трудовой стаж вышеуказанных спорных периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации общая продолжительность специального педагогического стажа Глуховой А.П. на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ составляла более 25 лет, то есть требуемый двадцатипятилетний педагогический стаж на указанный день у неё имелся.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы Глуховой А.П. в должности старшей пионервожатой в средней школе № г. Чебоксары с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя русского языка и литературы в частном образовательном учреждении «Центр «Интеллект» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении искового требования Глуховой А.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы в должности учителя русского языка и литературы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № с преподаванием ряда предметов на английском языке г. Чебоксары» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья Е.Д. Смирнова
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2011 года.