о включении в пенсионный стаж периодов службы и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-255-2012

          РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

12 января 2012 года                                                 г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Арслановой Е.А.,

при секретаре Рябине Е.Е.,

с участием истца Шестопалова А.Н., представителя ответчика Енцовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шестопалова А.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> ЧР - Чувашии о включении в пенсионный стаж периодов службы и обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

         УСТАНОВИЛ:

Шестопалов А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики-Чувашии об обязании включить период его службы в должности <данные изъяты> в воинской части на <данные изъяты> лодке в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Исковые требования мотивированы тем, что в <данные изъяты> году решением комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики-Чувашии ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, поскольку, по мнению ответчика, период сверхслужбы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включается в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение по старости.

Истец просит включить данный период в его трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление пенсионного фонда с соответствующим заявлением с ДД.ММ.ГГГГ.

            В судебном заседании истец Шестопалов А.Н. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Он уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ <адрес> назначить ему пенсию по старости с даты вынесения решения по делу.

     Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики-Чувашии Енцова О.В. в судебном заседании просила суд об отказе в исковых требованиях в связи с их необоснованностью.

Выслушав объяснения истца, его представителя, изучив пенсионное дело Шестопалова А.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца по следующим основаниям.

Истец Шестопалов А.Н. проходил сверхсрочную службу в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> лодке.

Данное обстоятельство подтверждается справкой министерства обороны Российской Федерации ( войсковая часть <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ за о том, что Шестопалов А.Н. проходил военную службу в качестве <данные изъяты> в войсковой части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Войсковая часть входила в состав войсковой части и дислоцировалась в районах <данные изъяты> <адрес>. В соответствии со штатно- должностными обязанностями Шестопалов А.Н., находился не менее 80 % рабочего времени во вредных условиях по обслуживанию <данные изъяты> ( л.д. 5).

Согласно справке Центрального военно-морского архива от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, оборотная сторона) по документам архива установлено, что <данные изъяты> Шестопалов А.Н., <данные изъяты> года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу в должности <данные изъяты> в войсковой части <данные изъяты>). Сведениями о функциональных обязанностях Шестопалова А.Н. за период службы архив не располагает.

Как следует из ответа на запрос суда Центрального военно-морского архива от ДД.ММ.ГГГГ архив иными сведениями о характере трудовых обязанностей Шестопалова А.Н. не располагает.

Положениями ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гражданам РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного законом, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы от аналогичных параметров трудовых пенсий. Пенсии за выслугу лет, как правило, назначаются при требуемой выслуге военной службы независимо от возраста.

Военнослужащим предоставлено право на выбор пенсии, что вытекает из положений п. 1 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Будучи наделены правом на назначение пенсии по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", военнослужащие, проходившие службу во вредных условиях труда, не могут быть ущемлены в праве на льготный порядок назначения пенсии по сравнению с другими категориями граждан, учитывая, что в подпункте 6 п. 1 ст. 28 названного Закона в качестве основания снижения пенсионного возраста предусмотрен не характер трудовой деятельности, дающей право на пенсию, а условия ее осуществления ( в данном случае - вредные условия), а по этому признаку военная служба не отличается от трудовой деятельности.

Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ ( ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» ).

В Списке N 1 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту ( по старости) на льготных условиях», утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года за № 10 указаны рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые в условиях радиационной вредности на опытных, опытно – производственных и укрупненных лабораторных установках, в опытных цехах по отработке или совершенствованию технологических процессов промышленной добычи, переработки радиоактивного сырья, промышленного использования атомной энергии, промышленного или опытного получения радиоактивных веществ, бериллия и изделий из них. Время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года за № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне в работами, указанными в Списке № 1, утвержденном постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 за № 10.

В спорный период времени (с 03.08.1972 г.) действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590.

Подпунктом "к" п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Также в период прохождения истцом военной службы по призыву действовал Закон СССР от 12 октября 1967 года "О всеобщей воинской обязанности", в соответствии со ст. 78 которого, солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с п. 2 ст. 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.

Таким образом, действовавшее в период службы истца законодательство гарантировало бы ему включение периода службы в армии даже в том случае, если бы он сразу до или после армии в какой-то период времени работал во вредных условиях труда, а службу бы проходил в обычных условиях.

То есть, если бы истец в указанный период времени не проходил службу, а работал ровно в тех же условиях труда, его право на досрочное пенсионное обеспечение было бы неоспоримо.

Суд считает, что из смысла всего действующего пенсионного законодательства усматривается, что одним из основных принципов пенсионного обеспечения является необходимость единообразного назначения и выплаты досрочной пенсии одной и той же категории граждан.

Кроме того, как усматривается из представленных суду документов, в период прохождения истцом службы в качестве старшины <данные изъяты> лодке ему начислялась и выплачивалась заработная плата ( л.д. 16-20).

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

По мнению суда, при таких обстоятельствах, фактическая работа истца в период службы во вредных условиях, подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, исходя из принципа равенства граждан перед законом и учитывая, что иным образом период службы истца во вредных условиях труда не может быть учтен при назначении истцу пенсии.

Факт работы истца по обслуживанию <данные изъяты> во вредных условиях труда не менее 80 % рабочего времени, факт получения истцом заработной платы в данный период подтвержден документально.

При таких обстоятельствах суд считает возможным применение законодательства о назначении пенсий по возрасту (старости) гражданским лицам (в том числе Списков N 1 для льготного исчисления таких пенсий) к пенсионному обеспечению военнослужащих, которым назначена пенсия по специальному закону за военную выслугу (службу). Следовательно, подлежит зачету в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Шестопалова А.Н. период его службы в должности старшины <данные изъяты> в воинской части на <данные изъяты> лодке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В данном случае с необходимыми для назначения досрочной пенсии по старости документами истец Шестопалов А.Н. обратился в суд.

П. 3 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляет гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, и направлен на обеспечение беспрепятственной реализации права на пенсионное обеспечение граждан.

           При изложенных обстоятельствах, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает иск по заявленным требованиям, суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с даты вынесения решения суда с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Шестопалова А.Н. период его службы в должности <данные изъяты> в воинской части на <данные изъяты> лодке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии назначить Шестопалову А.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

     Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                   Е.А. Арсланова

     Решение в мотивированном виде изготовлено 17 января 2012 года