Дело №2-287/2012 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2012 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Индриковой М.Ю., при секретаре судебного заседания Козицыне И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой С.А. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании постановления об исключении из списка очередников незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке очередников,
установил:
Михайлова С.А. обратилась в суд с названным иском, истец указал в нем, что на основании постановления главы администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ она была исключена из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения выше установленной в г. Чебоксары учетной нормы. Данное решение, полагает истица, является незаконным и нарушает ее жилищные права. В обоснование своих доводов истица ссылается на то, что она состояла на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары в списке очередности «Общий» с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи три человека: Михайлов О.Н. - муж, Михайлов А.О. - сын. Брак между Михайловой С.А. и Михайловым О.Н. расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем очередность сохранена за Михайловой С.А. и ее сыном Михайловым А.О. с составом семьи два человека на основании постановления администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №.В течение всего периода жилищные условия истца не изменялись. При постановке на учет истец с семьей был зарегистрирован по адресу: <адрес>, после ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>. Данные жилые помещения принадлежали родителям мужа. После развода истцу с сыном пришлось зарегистрироваться временно у ее сестры по адресу: <адрес>. С марта ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу пришлось зарегистрироваться в <адрес> у ее отца. Но фактически она продолжала проживать и работать в городе Чебоксары и на протяжении ДД.ММ.ГГГГ снимала квартиру. В связи с тем, что истец является работником бюджетной сферы истцом были предоставлены соответствующие документы в администрацию Калининского района г. Чебоксары на получение <данные изъяты> субсидии. В администрации Калининского района г. Чебоксары документы были приняты и дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что при поступлении денежных средств заявление о выплате субсидии будет рассмотрено.ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Калининского района г. Чебоксары с вопросом о получении субсидии как работник бюджетной сферы, в соответствии с очередностью, однако ей было вручено постановление администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении ее из списка очередников на улучшение жилищных условий в связи с тем, что истец была зарегистрирована по месту жительства в жилом доме в <адрес>.
В судебное заседание истец Михайлова С.А. не явилась, в письменном заявлении просила дело рассмотреть без ее участия, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца Волкова Е.Г. данный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, и вновь привела их суду.
Представитель ответчика Иванова Н.М. иск не признала и просила в иске отказать по мотивам утраты истцом оснований нуждаемости в жилом помещении.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституционное право граждан на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно материалам учетного дела, истец состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Калининского района г. Чебоксары с 10.03.2001 г. в списке «общий». Выводы ответчика о том, что истец подлежит снятию по правилам статьи 56 ЖК РФ основаны на неправильном толковании норм материального права.
Так, жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане подлежат снятию с учета на получение жилья.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Согласно материалам учетного дела семья истца ДД.ММ.ГГГГ № на основании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары была сохранена в списке очередности «общий» с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи из 2 человек, т. е. истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании норм п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного в субъекте Российской Федерации. С момента постановки в очередь до настоящего времени место проживания истца не изменилось. Однако ДД.ММ.ГГГГ истец был исключен из списка очередников, по тем основаниям, что у него отпали основания нуждаемости. Данный вывод ответчика основан на неправильном толковании норм материального права.
Так, согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из смысла и содержания приведенной правовой нормы следует, что условием для снятия граждан, поставленных в очередь на получение жилого помещения до 1 марта 2005 г., с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма по ранее действующим правилам.
Однако доказательств того, что истец утратил право состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении до введения в действие новых правил, сторона ответчика суду не представила. Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилого помещения по договору социального найма и не допускало возможность снятия истца с очереди, то утрата права состоять в очереди на улучшение жилищных условий после введения нового правового регулирования, вопреки утверждениям ответчиков, не может свидетельствовать об утрате ранее возникшего права.
В этой связи доводы ответчика о том, что при определении нуждаемости истца следует исходить из правил ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которым при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, суд находит основанными на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что родители истца фактически с ней не проживают, членами его семьи не является. Доказательств иного ответчиком суду не представлено.
Отношения по предоставлению очередникам жилого помещения является самостоятельной стадией в реализации права на жилище. Поэтому при их возникновении правоприменителю предписано руководствуется иными нормами жилищного законодательства, которые не исключают возможность проверки в каждом конкретном случае наличия права на получение жилого помещения гражданином, очередность которого уже наступила и отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по мотивам отсутствия нуждаемости в таком помещении (ст. 57 ЖК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, материалами учетного дела, что истица с ДД.ММ.ГГГГ фактически место жительства не меняла работала и проживала в г.Чебоксары<данные изъяты>
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
К тому же, регистрация является лишь одним из предусмотренных федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Так, из Конституции РФ и Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» следует, что регистрация, заменившая институт прописки или отсутствие таковой, не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе и права на жилище.
Постановлением администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении порядка предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета <адрес> в 2009 году действовавшего на момент обращения истицы за социальной выплатой предусматривалось, что средства бюджета города Чебоксары, предусмотренные на предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляются на предоставление социальных выплат работникам бюджетной сферы, имеющим трудовой стаж в этой сфере по основному месту работы не менее 1 года, привлекшим для строительства или приобретения жилья коммерческие ипотечные кредиты или займы в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах, не использовавшим социальную выплату или иную форму государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Чувашской Республики и бюджета города Чебоксары на приобретение этого жилья.
Социальные выплаты предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством в администрациях районов города Чебоксары Чувашской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Калининского района г.Чебоксары истцу направило письмо, в котором указывалось, что предоставление социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ работникам бюджетной сферы исчерпаны и ее заявление о предоставлении социальных выплат работникам бюджетной сферы будет рассмотрено дополнительно<данные изъяты>
Согласно п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом и другими федеральными законами.
Ввиду того, что жилищными органами администрации Калининского района г. Чебоксары при проверке учетного дела истца были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению его жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Поскольку из списка очередников истец был исключен с ДД.ММ.ГГГГ, то восстановление его в списке очередников должно быть произведено по состоянию на указанную дату.
Исковые требования в части восстановления в списке на получение социальной выплаты, как работник бюджетной сферы на строительство и приобретения жилья с момента подачи первичного заявления, суд полагает отказать, поскольку в материалах учетного дела отсутствуют сведения и истцом не представлены доказательства подтверждающие, что действительно Михайлова С.А. исключена из данных списков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
Признать постановление администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ№ об исключении Михайловой С.А. из списка лиц нуждающихся в жилом помещении незаконным.
Обязать администрацию Калининского района г. Чебоксары восстановить Михайлову С.А. и сына Михайлова А.О. в списке лиц нуждающихся в жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении остальных исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Калининский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение составлено 07 февраля 2012 года
Председательствующий судья М.Ю. Индрикова