Дело № 2-531-2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2012 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Петровой Е.В., с участием истца Шабатько А.Г., представителя ответчика Ванеркина А.Н, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шабатько А.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Шабатько А.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, о возложении обязанности по включению в специальный стаж в соответствии с подп. 2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности <данные изъяты> Якутской АССР, и назначению досрочной трудовой пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что Шабатько А.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по стрости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом указано, что спорный период работы не подлежат включению в специальный стаж, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком № 2, утвержденного постановлением Министров СССР от 26 января 1991 года №10. С решением ответчика истец не согласен, поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 № 239 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 537» при досрочном назначении пенсии за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ применяются Списки №1 и №2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 со всеми дополнениями и разъяснениями, соответственно период работы истца в должности <данные изъяты> ГЭС-3 подлежат включению в специальный стаж по Списку № 2, как работы с тяжелыми условиями труда. Относительно невключения в спецстж периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет и 3 –х лет, истец ссылается на параграф 8 ст. 167 КЗоТ РФ, предусматривавший включение времени отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х летнего возраста в общий, специальный и непрерывный стаж, и разъяснения, данные Верховным Судом РФ в п. 15 постановления Пленума от 20.12.2005 №25 «По вопросам, возникшим при рассмотрении пенсионных дел», согласно которым отпуска по уходу за ребенком включаются в специальный страховой стаж, если они имели место до 6 октября 1992 года.
В судебном заседании истец Шабатько А.Г. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Чебоксары Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, требования истца не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в назначении пенсии.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шабатько А.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного подп. 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, при этом указано, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Якутской АССР, не подлежат включению в специальный стаж, поскольку указанные должности не предусмотрены Списком № 2, утвержденным постановлением Министров СССР от 26 января 1991 года №10.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 г. N 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (пп. 2 п. 1 ст. 27) применяется Список N 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Соответственно, для определения права на включение спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорный период.
Согласно Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые - XXIX строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций; инженерно-технические работники; мастера (десятники) и прорабы.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 555 от 24.07.2002 г., основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Минтруда России и ПФ РФ от 27 февраля 2002 года № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», дополнительно должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Согласно пункта 23 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 года № 369/16-52, в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников народного хозяйства, в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций, в которых указываются периоды работы, засчитываемые в специальный стаж, профессия или должность, характер выполняемой работы, в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы, первичные документы, на основании которых выдана данная справка.
Из материалов пенсионного дела, сведений трудовой книжки, судом установлено, что истец Шабатько А.Г. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) работала в должности <данные изъяты> Якутской АССР.
Согласно архивной справке №/ п/с от ДД.ММ.ГГГГ ГЭС-3 создано ДД.ММ.ГГГГ в составе Управления <данные изъяты> При этом указано, что <данные изъяты> ГЭС-3 дислоцировалось в <адрес> /Якутия/, отнесенном постановлением Совета Министров СССР № 1029 от 10 ноября 1967 года к районам Крайнего Севера, где районный коэффициент к заработной плате работников предприятий производственных и непроизводственных отраслей установлен в централизованном порядке 1,7.
При установлении пенсий до 1 января 2002 г. применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Указанные нормы предусматривали в ряде случаев возможность льготного исчисления общего и специального трудового стажа при определении права на пенсию. Так, в соответствии со ст. 94 данного Закона при подсчете общего трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялись в полуторном размере.
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" установил, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Тем самым при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования, в том числе в льготном порядке (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Шабатько А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Якутской АССР, в том числе периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в спецстаж в связи с работой с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Кроме того, учитывая то, что учреждение <данные изъяты> Якутской АССР» находится в районе Крайнего Севера, спорный период работы Шабатько А.Г. подлежит зачету в полуторном размере.
При этом периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в специальный стаж, исходя из следующего.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года.
Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Изложенная позиция согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума за № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Согласно Разъяснениям Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора, трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Шабатько А.Г. просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Шабатько А.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о назначении указанной пенсии она обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный трудовой стаж, у истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим требования истца о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной трудовую пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ обоснованные и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные <данные изъяты> на оплату государственной пошлины при подаче иска, в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Шабатько А.Г. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности <данные изъяты> в Якутской АССР в полуторном размере.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Шабатько А.Г. трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии в пользу Шабатько А.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: З.А. Степанова
Мотивированное решение суда составлено 02 февраля 2012 года.