Дело №2-436/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2012 г. г.Чебоксары
Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Индриковой М.Ю.
при секретаре Тавиновой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Имендаева А.В., действующего в интересах Филипповой М.Г. к администрации г.Чебоксары о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении
установил:
Имендаев А.В., действующий в интересах Филипповой М.Г. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Исковые требования мотивированы тем, что Филиппова М.Г. страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Калининского района г.Чебоксары Филипповой М.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Считает данный отказ следует признать незаконным и обязать поставить Филиппову М.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ
Истица Филиппова М.Г. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила дело рассмотреть без ее участия. Обеспечила явку своего представителя.
В судебном заседании истец Имендаев А.В., действующий на основании доверенности в интересах Филипповой М.Г., требование поддержал по основаниям изложенным в иске и вновь их привел суду.
Представитель ответчика администрация Калининского района г.Чебоксары Иванова Н.М. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку она обеспечена жилой площадью.
Суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
В ходе разрешения спора судом установлено, что Филиппова М.Г.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, согласно справке от 01 <данные изъяты> У Филипповой М.Г. имеется тяжелая форма хронического заболевания, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817,Филиппова М.Г. имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается также медицинскими справками <данные изъяты>
Судом, также установлено, что Филиппова М.Г. проживает с родителями Филипповым Г.М.,Гудзь Н.В.,и сестрой Филипповой А.Г. в квартире <адрес>. На основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, которая находится у Филиппова Г.М., Гудзь Н.В., Филипповой А.Г. в их общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве собственности у каждого.(<данные изъяты>Иного жилого помещения у Филипповой М.Г. не имеется.
Из технического паспорта данного жилого помещения усматривается, что Филиппова М.Г. проживает в четырехкомнатной квартире. Истица, проживая в указанной квартире с родителями, отказавшись от участия в приватизации квартиры, имеет право пользования всеми жилыми помещениями в квартире.
Решением администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Филипповой М.Г. отказано в удовлетворении заявления о приеме на учет нуждающихся в жилых помещениях, о чем заявителю сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> со ссылкой на то, что обеспечена жилой площадью по учетной норме площади жилого помещения.
В Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Принимая во внимание, что Филиппова М.Г. в силу закона (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ) является членом семьи своих родителей и сестры Филипповой А.Г., учитывая уровень жилищной обеспеченности истицы, которая к моменту разрешения спора даже с учетом вселенных членов семьи превышает учетную норму, у администрации Калининского района г.Чебоксары не имелось оснований для принятия Филипповой М.Г. на учет в качестве, нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, в связи с чем суд полагает отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении исковых требований Имендаева А.В., действующего в интересах Филипповой М.Г. к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве, нуждающейся в жилом помещении, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 февраля 2012 г.
Судья: М.Ю. Индрикова