Решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-1109/2012

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2012 года     г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Индриковой М.Ю., при секретаре судебного заседания Тавиновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова П.П. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным решения администрации Калининского района г.Чебоксары об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

Павлов П.П. после неоднократных уточнений обратился в суд с иском, в котором указал, что он является участником Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы, установленные для данной категории граждан ФЗ «О ветеранах». Он проживает вместе с женой К. и семьей дочери Сарбаевой А.П., В., А. в квартире, принадлежащей каждому по ? доле на праве собственности ему, Сарбаевой А.П., В., А., расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 52,9 кв.м. Двухкомнатная квартира состоит из двух жилых комнат и на одного человека приходится ниже учетной нормы площади жилого помещения. В ответ на свое обращение в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о принятии его на учет нуждающегося в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах», ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ему в удовлетворении данной просьбы, указав в письме, что он имея в собственности жилой дом площадью 42,4 кв.м. и ? долю на праве собственности квартиру <адрес> обеспечен жилой площадью. Указанный отказ, полагает истец является незаконным и нарушает его жилищные права, поскольку он имеет право на получение собственного жилья основании норм ФЗ «О ветеранах».

Истец Павлов П.П. в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, обеспечил явку представителя Сарбаевой А.П.

Представитель истца Сарбаева А.П. поддержала уточненные исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям изложенным в иске и вновь привела их суду. Пункт 1 заявленных требований просила не рассматривать.

Третьи лица администрация г.Чебоксары в судебное заседание не явились, извещены о дне судебного разбирательства.

Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Иванова Н.М. просила отказать в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истец, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно материалам дела, истец проходил службу в действующей армии в период Великой Отечественной войны (Венгерских событий) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В письме Минрегиона РФ от 19.03.2010 N 10496-СК/07 «По вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» указывается, что Разделами I и II приложения к Федеральному закону "О ветеранах" определено, что ветеранам боевых действий, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.Тем самым законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет до 1 марта 2005 г. не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не подлежат. По смыслу норм права, регулирующих спорные отношения, право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г., имеют ветераны Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов, т.е. лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной Войны. Истец к указанной категории лиц не относится. Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Согласно материалам дела, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах» истец обратился к ответчику 29 декабря 2011 г. По обжалуемому решению такое обращение истца состоялось 27 января 2012 года. Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет по мотивам обеспеченности жилой площадью. В данном споре выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих об обеспеченности жилой площадью, суд считает правомерными и, как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным. Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

В целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях постановлением администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 г. № 129 по городу Чебоксары Чувашской Республике учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14, 5 кв.м. менее общей площади жилья на одного человека.

Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 года N 494) (далее - Положение), которым разработаны нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, а также сам порядок признания его жилым.

В силу п.7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм материального права порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Кроме того, представителем истца представлен суду акт экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что <адрес> ЧР является непригодным для проживания. Однако суд не может принять во внимание данное исследование и положить в основу решения суда, поскольку рассмотрение вопроса о признании дома пригодным для проживания, аварийным относится к исключительной компетенции соответствующей межведомственной комиссии. То есть, акт, которое было представлено представителем истца, не может подменять решение органа специально уполномоченного для этих целей федеральным органом государственной власти.

Ранее истец проживал в жилом доме <адрес> ЧР, сейчас по адресу: <адрес>, поскольку в силу преклонного возраста и состоянию здоровья, являясь инвалидом второй группы, они с женой не могут проживать в жилом доме без удобств. То есть, имея на праве собственности жилой <адрес> ЧР площадью 42,4 кв.м и ? долю на праве собственности <адрес>, общей площадью 52,9 кв.м, истец обеспечен жилой площадью.

С учетом изложенного, доводы истца о признании недействительным решения администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нельзя признать обоснованными.

Также требование истца о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности поставить его в очередь нуждающихся в жилом помещении не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Павлова П.П. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным решения администрации Калининского района г.Чебоксары об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2012 г.

Председательствующий судья    М.Ю.Индрикова