Дело № 2-1619/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2012 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Павловой Е.Я., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Павлова Е.Я. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Павлова Е.Я. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в льготном исчислении, исходя из расчета один год за один год и шесть месяцев, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по беременности и родам и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации; возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истица не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение.
В судебном заседании истец Павлова Е.Я. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в установлении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года (с последующими изменениями и дополнениями), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Сведениями, содержащимися в трудовой книжке Павловой Е.Я., справками, уточняющими периоды работы, занятость которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, повреждается, что истица в периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам за время работы в должности старшей <данные изъяты> (ныне <данные изъяты> № №»);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на курсах повышения квалификации за время работы в должности <данные изъяты> в МУЗ «<данные изъяты>» (ныне <данные изъяты>»).
Пенсионным фондом указанный период нахождения истца в отпуске по беременности и родам в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, включен в календарном порядке, а периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации исключены из подсчета спецстажа, и решением от ДД.ММ.ГГГГ за № № истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, что является неправомерным.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 в выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, а с 01 ноября 1999 года подлежит применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.
Таким образом, при определении специального стажа в спорный период нахождения истца в отпуске по беременности и родам подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за № 464 (далее Список 1991 года).
Согласно Списку 1991 года врачам и среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии – один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и шесть месяцев, в остальных случаях – при работе в должности врача или среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, исчисление сроков выслуги лет производится в календарном порядке.Следовательно, включение периодов работы в специальный медицинский стаж в календарном порядке не ставится в зависимость от названия должности, необходимо, чтобы должность относилась к должности врача или среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Для подсчета периода работы в льготном порядке как один год и шесть месяцев за один год работы необходимо, чтобы работа проходила в должности, относящейся к должности врачей или среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров, отделений анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.
Должность, в которой истец проработала в спорные периоды, - «акушерки» относится к среднему медицинскому персоналу, а отделение, где она проработала – к отделению хирургического профиля стационара, сама же больница является учреждением здравоохранения.
Сама работа истицы в должности старшей акушерки в акушерском отделении патологии беременности стационара в <данные изъяты> (ныне <данные изъяты>») включена пенсионным фондом в спецстаж в льготном исчислении, из расчета год работы за один год и шесть месяцев. При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что сама работа в указанной выше должности включена пенсионным органом в подсчет спецстажа в льготном порядке, то и время нахождения истца в отпуске по беременности и родам подлежит включению в спецстаж в льготном порядке, исходя из расчета один год за один год и шесть месяцев.
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на курсах повышения квалификации, которые ответчик в подсчет спецстажа не включил. Истица просит включить их в специальный стаж в льготном порядке. Данные требования истца также подлежат удовлетворению.
Статья 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истица в вышеупомянутые периоды была направлена на курсы повышения квалификации, получала заработную плату, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, что свидетельствует о том, что истец исполняла трудовые обязанности. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подлежат зачету в спецстаж в льготном порядке, исходя из расчета один год за один год и шесть месяцев, поскольку ее работа осуществлялась в должности среднего медицинского персонала отделения хирургического профиля в учреждении здравоохранения.
Истцом также заявлена просьба о возложении на ответчика обязанности по досрочному назначению трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истица обратилась в пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание то, что спорные периоды подлежат включению в специальный медицинский стаж в льготном исчислении, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у нее выработался необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. В связи с этим, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № № в части отказа в досрочном назначении Павлова Е.Я. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Павлова Е.Я. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по беременности и родам за время работы в должности <данные изъяты> (ныне <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении, исходя из расчета один год за один год и шесть месяцев.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Павлова Е.Я. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Федярова
Решение суда в окончательной форме принято 12 апреля 2012 года.