Дело № 2-1931/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2012 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Степанова А.И., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Степанов А.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Степанов А.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии о возложении обязанности включить в специальный стаж в связи с творческой деятельностью на сцене периоды:
1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Степанов А.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в установлении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, гражданам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 – 30 лет и достигшим возраста 50 – 55 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые определяют, каким категориям творческих работников, при каких условиях и в каком возрасте назначается пенсия за выслугу лет.
Пунктом «в» ч. 1 названного постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года № 447.
В силу п. 2 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 28 августа 1991 года № 447 (ред. от 22 сентября 1993 года), артисты имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы не менее 20 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 Списка).
Как следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № № Степанову А.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью на сцене и в театрах или театрально-зрелищных организациях в соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией – ДД.ММ.ГГГГ. При этом ответчиком фактическая продолжительность специального стажа истца определена в № дня, при требуемой – № лет.
В специальный стаж истца ответчиком не включены следующие спорные периоды:
1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты> вспомогательного состава в <данные изъяты> (ныне <данные изъяты>, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР (АУ «<данные изъяты>» <данные изъяты>) по тем мотивам, что должность не отнесена к числу должностей, предусмотренных Списком 2002 года;
2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>, по делам национальностей Чувашской Республики, в ГУК «<данные изъяты>» <данные изъяты>, по делам национальностей Чувашской Республики» в связи с тем, что наименование учреждения не отнесено к числу учреждений, предусмотренных Списком 2002 года;
3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы в размере ?;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в вынужденных отпусках с сохранением заработной платы в размере №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы в размере №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>», в ГУК «<данные изъяты>» <данные изъяты>, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики ввиду отсутствия индивидуальных сведений.
При этом факт работы Степанова А.И. в указанных учреждениях и должностях сторонами не оспариваются, подтверждаются как материалами гражданского дела, так и пенсионного, в частности копиями трудовой книжки, справками, уточняющими работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с творческой деятельностью.
Поскольку работа истца в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ протекала в должности <данные изъяты> вспомогательного состава в Чувашском республиканском театре кукол Министерства культуры Чувашской АССР (ныне АУ Чувашской Республики «Чувашский государственный театр кукол» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР (АУ «Чувашском государственном театре кукол» Минкультуры Чувашии) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> драмы в Чувашском государственном ордена Дружбы народов молодежном театре Министерства культуры, по делам национальностей Чувашской Республики, в ГУК «Чувашский государственный ордена Дружбы народов молодежный театр имени Михаила Сеспеля» Министерства культуры, по делам национальностей Чувашской Республики», то есть в должности, включенный в Список 1991 года, а учреждения, где работал истец в указанные периоды, относятся к театрально-зрелищным организациям, указанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Истцом также ставится требование о включении в специальный стаж работы периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы. Суд находит данные требования истца правомерными и подлежащими удовлетворению.
Так, в указанное время, согласно копии трудовой книжки Степанова А.И. и справки № № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с творческой деятельностью, Степанов А.И. работал <данные изъяты> в Чувашском республиканском театре кукол Министерства культуры Чувашской АССР.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом пунктом 5 Правил предусматривается включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало включение в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дополнительных учебных отпусках.
Так, согласно ст. ст. 68, 196, 198 КЗоТ РСФСР предусматривалось предоставление работникам отпусков в связи с обучением в высших образовательных учреждениях, в частности, за ними сохранялось место работы, должность и заработная плата.
Согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
По материалам пенсионного дела, из копий приказов о предоставлении истцу отпусков в связи с обучением подтверждается факт начисления и выплаты истцу заработной платы за время нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением, с которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
При изложенных обстоятельствах суд считает законными требования истца по включению в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы.
За время работы в должности <данные изъяты> в Чувашском государственном ордена Дружбы народов молодежном театре Министерства культуры, по делам национальностей Чувашской Республики, в ГУК «Чувашский государственный ордена Дружбы народов молодежный театр имени Михаила Сеспеля» Министерства культуры, по делам национальностей Чувашской Республики» в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Степанов А.И. находился в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы в размере ?; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в вынужденных отпусках с сохранением заработной платы в размере 2№; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы в размере №
Как указывалось выше, ответчик указанные периоды в спецстаж истца не включил, с чем Степанов А.И. не согласен.
Согласно п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами. Вместе с тем в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу ст. 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года №252 в соответствии со ст. ст. 59, 94, 96, 113, 153, 157 и 268 Трудового кодекса Российской Федерации утвержден Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
Данным перечнем предусмотрена должность артиста.
В соответствии со ст. 351 ТК РФ особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 ТК РФ устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 ТК РФ, также трудовыми договорами.
Согласно ст. 94 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с указанным Перечнем может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Статьей 157 Трудового кодекса РФ предусмотрена оплата времени простоя. При этом в данной норме указано на то, что если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Поскольку в указанные спорные периоды, то есть во время нахождения работника в простое, Степанову А.И. производилась оплата не менее двух третей заработной платы, как то указано в справках уточняющих работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с творческой деятельностью, исключение этих периодов из подсчета специального стажа является неправомерным.
Так, включение в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов, за которые уплата страховых взносов производилась не в полном объеме, законом о трудовых пенсиях и указанными Правилами также не ставится в зависимость от конкретного объема страховых взносов, которые должны быть уплачены за этот период, необходим лишь сам факт уплаты. Поэтому в случае частичной уплаты за соответствующий период страховых взносов данный период должен включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Поскольку истец в спорные периоды занимал должность <данные изъяты>, а порядок и условия предоставления дополнительных отпусков были определены работодателем и в спорные периоды нахождения истца в дополнительных отпусках за работником сохранялось рабочее место и заработок в размере не менее № должностного оклада, с которого производилась уплата взносов на государственное социальное страхование, вышеуказанные периоды нахождения истца в дополнительных отпусках с оплатой подлежат включению в специальный стаж.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности <данные изъяты> драмы в ГУК «Чувашский государственный ордена Дружбы народов театр юного зрителя им. М.Сеспеля», в ГУК «Чувашский государственный ордена Дружбы народов театр юного зрителя им. М.Сеспеля» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики. Указанный период исключен пенсионным фондом из подсчета спецстажа, как указывалось выше, ввиду отсутствия индивидуальных сведений, что также не может препятствовать реализации прав граждан на пенсию.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой», неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав – в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 03 июня 2004 года № 11-П, от 23 декабря 2004 года № 19-П и др.).
Таким образом, пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц – позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В Определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 года № 798-О-О «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П» также указано, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
При таких обстоятельствах период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит зачету в спецстаж.
Что касается требований истца о включении в специальный стаж работы в связи с творческой деятельностью периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, то они удовлетворению не подлежат по мотивам, указанным пенсионным фондом в решении от ДД.ММ.ГГГГ за № №, то есть в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
С учетом того, что спорных периодов, подлежащих, по мнению суда, включению в специальный стаж работы истца и периодов, включенных ответчиком в спецстаж, достаточно для досрочного назначения истцу трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» стаж, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить такую пенсию со дня обращения в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Степанов А.И. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты> вспомогательного состава в Чувашском республиканском театре кукол Министерства культуры Чувашской АССР (ныне АУ Чувашской Республики «Чувашский государственный театр кукол» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР (АУ «Чувашском государственном театре кукол» Минкультуры Чувашии); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты> драмы в Чувашском государственном ордена Дружбы народов молодежном театре Министерства культуры, по делам национальностей Чувашской Республики, в ГУК «Чувашский государственный ордена Дружбы народов молодежный театр имени Михаила Сеспеля» Министерства культуры, по делам национальностей Чувашской Республики»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы в размере ?; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в вынужденных отпусках с сохранением заработной платы в размере №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в вынужденном отпуске с сохранением заработной платы в размере №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты> драмы в ГУК «Чувашский государственный ордена Дружбы народов театр юного зрителя им. М.Сеспеля», в ГУК «Чувашский государственный ордена Дружбы народов театр юного зрителя им. М.Сеспеля» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Степанов А.И. трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Федярова
Решение суда в окончательной форме принято 28 мая 2012 года.