Дело № 2-2229/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2012 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Николаевой Г.Г., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Николаева Г.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Николаева Г.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить пенсию с момента подачи заявления.
Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истица не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Николаева Г.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в установлении Николаевой Г.Г. досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Подпунктом 19 пункта 1, пунктом 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работа в должности <данные изъяты> <данные изъяты>. Указанный период исключен ответчиком из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, с чем истица не согласна.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Соответственно, для определения права на включение спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорный период.
Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро; педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах; время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Принимая во внимание то, что истица в спорный период работала в должности работника комсомольской организации, подлежащей включению в спецстаж в соответствии с указанным Положением 1959 года, суд считает требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж работы периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты> <данные изъяты> подлежащим удовлетворению.
Обоснованны и требования истца о включении в спецстаж периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
Так, из решения пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № № и справок, уточняющих периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует, что за время работы в педагогической должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в учебных отпусках; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на конференциях и семинарах. Данные периоды пенсионным фондом исключены из подсчета спецстажа истца неправомерно.
Из Рекомендаций, данных Международной Организацией Труда, следует, что периоды оплачиваемого отпуска должны приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике.
В соответствии со ст. 184 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.
Согласно ст. 196 КЗоТ РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.
В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
В ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, и ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, в п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется – стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 718, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением и на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истица в спорный период работала в должности педагогического работника в учреждениях для детей, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации педагогического работника. В связи с этим, она была направлена работодателем на курсы повышения квалификации, конференции и семинары, учебные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ должен был произвести отчисления в Пенсионный фонд РФ.
При изложенных обстоятельствах указанные периоды подлежат включению в специальный педагогический стаж работы.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности <данные изъяты>»). Указанный период также исключен ответчиком из подсчета специального стажа по тем мотивам, что наименование учреждения не отнесено к числу учреждений, предусмотренных Списком 2002 года, что также является неправомерным.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Таким образом, для определения права на включение указанного спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, подлежит безусловному включению в специальный стаж работа в должности учителя в школах и школах-интернатах всех типов и наименований, лицеях, гимназиях.
Факт осуществления истцом в спорные периоды педагогической деятельности в муниципальном учреждении образования подтверждается материалами пенсионного дела. В связи с переименованием учреждения, где работала истица, ее должностные обязанности не изменились. В связи с этим суд считает, что право лица на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости не зависит от названия учреждения, конкретизации вида образовательного учреждения, а определяется, исходя из работы, связанной с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, наименованиям учреждений, включенных в ныне действующий Список, само по себе не может служить основанием для отказа во включении вышеуказанных периодов работы в специальный педагогический стаж.
Поэтому, принимая во внимание то, что в спорный период истица работала в должности учителя в учреждении для детей, которое в силу как действовавшего законодательства, так и ныне действующего выполняет функции образовательного учреждения и в своей деятельности руководствуется Законом РФ и ЧР «Об образовании», Типовым положением и Уставом, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>») подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку спорные периоды подлежат включению в специальный педагогический стаж, у истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии выработался необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями), что дает право на назначение истцу такой пенсии со дня обращения в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах требования истца и в указанной части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Николаева Г.Г. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в учебных отпусках; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на конференциях и семинарах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности инструктора <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»).
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Николаева Г.Г. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Федярова
Решение суда в окончательной форме принято 16 мая 2012 года.