решение о включении периодов работы в спецстаж, дающий право на досрочное назначение трудвовой пении по старости



Дело № 2-2787/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2012 года                             г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под предательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Петровой Ю.Е., с участием истца Николаевой И.В., представителя ответчика Енцовой О.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой И.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Николаева И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости. В частности, истцом заявлены следующие требования: о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по стрости; возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и по назначению ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. По мнению истца, ответчиком неправильно произведен подсчет специального стажа и неправомерно не включены спорные периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, что нарушает ее права на пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истец Николаева И.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии Енцова О.В., действующая по доверенности, просила в удовлетворении исковых требований истца отказать по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Истцом заявлены требования о включении в подсчет специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Как следует из решения УПФ РФ в г. Чебоксары указанный период работы истца не включены в подсчет специального стажа, поскольку наименование должности <данные изъяты> не отнесено к числу должностей, предусмотренных Списком.

В трудовой книжке Николаевой И.В имеется запись, что она с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в <данные изъяты> и назначена на должность <данные изъяты> Основанием внесения записи является приказ ДД.ММ.ГГГГ С указанной должности она уволена ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ДД.ММ.ГГГГ.

Действительно, согласно приказу ДД.ММ.ГГГГ Николаева (ранее Тимофеева) И.В., окончившая <данные изъяты> медучилище в <данные изъяты> году принята на работу в <данные изъяты> и назначена на должность <данные изъяты> с месячным окла<адрес> руб.

Однако согласно тарификационным спискам за ДД.ММ.ГГГГ годы следует, что Николаева (ранее Тимофеева) И.В. в спорный период работала в должности <данные изъяты> врача и получала соответствующую заработную плату.

В архивной выписке <данные изъяты> указано, что в документах архивного фонда ФГУ «Центр Госэпиднадзора в <данные изъяты> имеются следующие сведения о работе Тимофеевой И.В.:

В приказе ДД.ММ.ГГГГ записано: «Разрешить очередной отпуск <данные изъяты> Тимофеевой И. с ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рабочий год на <данные изъяты> дня. Выход на работу ДД.ММ.ГГГГ» (как в документе);

В приказе № ДД.ММ.ГГГГ записано: «Освободить от занимаемой должности <данные изъяты> Тимофееву И. с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переменой места жительства» (как в документе).

Кроме того, согласно выписке из приказа по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <данные изъяты> Тимофеева И.В. зачислена на должность лаборанта <данные изъяты> г. по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Николаева (ранее Тимофеева) И.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически работала в должности <данные изъяты>

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Соответственно, для определения права на включение указанного спорного периода в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорный период.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень 1959 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение 1959 года).

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусмотрены должности помощники врача, а также больничные учреждения всех типов и наименований.

При изложенных обстоятельствах период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Из материалов пенсионного дела, справок, уточняющих периоды работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует, что истец за время работы в должности <данные изъяты> находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы.

Согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поскольку истец в спорный период работала в должности <данные изъяты> в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с этим истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ должен был производить отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается указанной выше справки, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

При изложенных обстоятельствах, период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в календарном порядке.

Из решения УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии за ДД.ММ.ГГГГ следует, что работа истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не включен ответчиком в специальный стаж, в связи с отсутствием сведений о работе истца на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Суд признает упомянутые доводы ответчика несостоятельными, исходя из следующего.

Организация индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируется Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной трудовой деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, также предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со ст. 6 указанного закона на территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета, в общей части которого, в том числе, указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Страхователь (работодатель) предоставляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в том числе, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемой особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 11 Закона).

Таким образом, учитывая то, что по правилам ст. ст. 8, 15 названного закона, обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные ст. 11 данного закона, возложена на страхователя – работодателя, суд приходит к выводу, что отсутствие соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете истицы свидетельствует лишь о неисполнении работодателем установленной законом обязанности, и не может служить подтверждением отсутствия у истца страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Факт работы истца в спорный период, начисления и выплаты заработной платы истцу за указанный период, подтвержден справкой, уточняющей периоды работы от ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание изложенное, а также с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П, о том, что невыполнение страхователями требований Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение, суд считает требование истца о включении в подсчет специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежащим удовлетворению.

Николаева И.В. просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Чебоксары ЧР - Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание то, что спорные периоды работы истца и нахождения в на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный медицинский стаж, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у него выработан необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. В связи с этим, требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № 266 года об отказе Николаевой И.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Николаевой И.В. периодов: работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Николаевой И.В. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья:                              З.А. Степанова

Мотивированное решение суда составлено 13 июня 2012 года.