о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-2237/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2012 года     г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Петрове Д.И., с участием истца Уткиной Л.И., представителя ответчика Енцовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Уткина Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Уткина Л.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25 – летнего специального педагогического стажа работы, предусмотренного подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Не согласившись с указанным решением, Уткина Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии, и с учетом внесенных дополнений в первоначальный иск просила возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж для назначения трудовой пенсии периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с 20 августа по ДД.ММ.ГГГГ, с 18 по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучения в <данные изъяты>.

Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истица не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Уткина Л.И. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнении к нему, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Енцова О.В., действующая по доверенности, просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа об отказе в установлении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Подпунктом 19 пункта 1, пунктом 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».

Как следует из материалов дела, в частности копии трудовой книжки истицы, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности <данные изъяты>, откуда была освобождена от занимаемой должности на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением на дневную форму обучения в Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. ДД.ММ.ГГГГ Уткина (ранее Гусева) Л.И. была принята в <данные изъяты>, откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением на учебу в <данные изъяты>».

Согласно копии диплома (л.д. 24) Гусева (ныне Уткина) Л.И. в ДД.ММ.ГГГГ годах обучалась в <данные изъяты> и решением Государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификация <данные изъяты>

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть время учебы в <данные изъяты> истица просит включить в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Суд находит данные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

    Соответственно, для определения права на включение спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорный период.

    Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро; педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах; время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

    В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 названного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Принимая во внимание то, что времени обучения истицы предшествовала педагогическая деятельность, а также то, что выполняется условие, предусмотренное выше, суд считает, что период обучения истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж.

Истица также просит включить в ее специальный стаж работы периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ– нахождения на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в учебных отпусках. Данные требования суд также считает подлежащими удовлетворению.

Из Рекомендаций, данных Международной Организацией Труда, следует, что периоды оплачиваемого отпуска должны приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике.

В соответствии со ст. 184 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.

Согласно ст. 196 КЗоТ РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.

В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.

В ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, и ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Кроме того, в п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 718, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением и на курсах повышения квалификации.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поскольку истец в спорный период работала в должности воспитателя, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации педагогического работника.

В связи с этим, истица была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ должен производить отчисления в Пенсионный фонд РФ, а также находилась в учебных отпусках.

При изложенных обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках подлежат включению в специальный педагогический стаж работы.

Согласно имеющимся в пенсионном и гражданском делах сведениям в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности <данные изъяты>».

Указанный период не включен ответчиком в подсчет специального стажа работы истца по тем мотивам, что отсутствуют подтверждения страхового стажа на индивидуальном лицевом счете.

Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой», неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав – в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 03 июня 2004 года № 11-П, от 23 декабря 2004 года № 19-П и др.).

Таким образом, пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц – позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В Определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 года № 798-О-О «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П» также указано, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

При таких обстоятельствах период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в спецстаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней при условии, что заявителем выработан необходимый стаж.

Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С таким заявлением истица обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку с учетом зачета судом и пенсионным фондом периодов в спецстаж истца право на досрочную трудовую пенсию по старости возникает с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня обращения истца в пенсионный фонд с соответствующим заявлением, то с указанной даты и подлежит назначению истице трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Уткина Л.И. периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучения в <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в учебных отпусках;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>».

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Уткина Л.И. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                  С.Н. Тигина

Решение суда в окончательной форме принято 02 июля 2012 года.