Дело № 2-2242/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2012 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Петрове Д.И., с участием истца Марковой Г.Г., представителя ответчика Енцовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Маркова Г.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Маркова Г.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25 – летнего специального педагогического стажа работы, предусмотренного подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Не согласившись с указанным решением, Маркова Г.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии, и с учетом внесенных дополнений в первоначальный иск просила возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж для назначения трудовой пенсии периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>.
Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истица не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Маркова Г.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнении к нему, вновь приведя их суду.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Енцова О.В., действующая по доверенности, просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать по основаниям, изложенным в решении пенсионного фонда об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Подпунктом 19 пункта 1, пунктом 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».
Из копии трудовой книжки истицы, справок, уточняющих периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, следует, что в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Маркова Г.Г. работала в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>.
Указанные периоды не включены ответчиком в подсчет трудового стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением истицей педагогической деятельности, что, по мнению суда, является неправомерным.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Таким образом, для определения права на включение спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению в период до 01 ноября 1999 года Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривался такой вид учреждения как «Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, детские ясли, сады-ясли)», в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитателя».
С 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривается такой вид учреждения как «Дошкольные образовательные учреждения (прогимназия, детский сад), в разделе «Наименование должности» предусматривалась должность «воспитателя».
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусматривается такой вид учреждения как «Дошкольные образовательные учреждения (детские сады всех наименований), в разделе «наименование должности» предусмотрена должность «воспитателя».
Согласно имеющейся в материалах пенсионного дела сведениям, первоначально учреждения, где работала истица, именовались детскими садами, в последующем были изменены их наименования на дошкольные образовательные учреждения. Таким образом, суд считает, что приведение работодателем наименования учреждения в соответствии с требованиями Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, и ныне действующего Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не должно влиять на пенсионные права истца, поскольку учреждения, вне зависимости от его наименований, выполняли все функции дошкольного образовательного учреждения, в своей деятельности руководствовались Законом РФ и ЧР «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации, Уставом учреждения, что стороной ответчика не оспаривается. Истица в указанные спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность, занимая должность воспитателя, включенную в Списки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода работы в специальный педагогический стаж, в связи с чем требования истца в указанной части, то есть в части включения названных спорных периодов в специальный стаж работы, подлежат удовлетворению.
Из материалов гражданского и пенсионного дел истца усматривается, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на курсах повышения квалификации. Указанные периоды ответчик также неправомерно исключил из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из Рекомендаций, данных Международной Организацией Труда, следует, что периоды оплачиваемого отпуска должны приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике.
В соответствии со ст. 184 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.
Согласно ст. 196 КЗоТ РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.
В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
В ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего в один из периодов спорных правоотношений, и ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, в п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется – стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 718, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках в связи с обучением и на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истица в указанные спорные периоды работала в должности педагогического работника в учреждениях для детей, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации педагогического работника. В связи с этим, она была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ должен был произвести отчисления в Пенсионный фонд РФ. При изложенных обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный педагогический стаж работы.
Что касается требования истца о включении в специальный стаж работы периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то оно удовлетворению не подлежит.
Согласно справке № № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, за время работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Маркова Г.Г. находилась в целодневном простое по вине работодателя.
Положения пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусматривают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
На основании п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
Таким образом, периоды нахождения истца в целодневном простое не подлежат включению в специальный стаж.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней при условии, что заявителем выработан необходимый стаж.
Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С таким заявлением истица обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку с учетом зачета судом и пенсионным фондом периодов в спецстаж истца право на досрочную трудовую пенсию по старости возникает с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня обращения истца в пенсионный фонд с соответствующим заявлением, то с указанной даты и подлежит назначению истице трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
требования Маркова Г.Г. удовлетворить частично.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Маркова Г.Г. периодов:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Маркова Г.Г. трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований Маркова Г.Г. о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Тигина
Решение суда в окончательной форме принято 02 июля 2012 года.