об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело №2-2884/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2012 г.                                г.Чебоксары

    Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Индриковой М.Ю.

при секретаре Тавиновой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бредихиной А.А. к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении

установил:

Бредихина А.А. обратилась в суд с иском о признании решения администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку незаконным, указав в нем, что она проживает в г. Чебоксары с ДД.ММ.ГГГГ, при этом жилого помещения на праве собственности или на условиях социального найма не имеет. Жилое помещение в доме <адрес> предоставлено ей в пользование на условиях коммерческого найма, в связи с чем, полагает, что она и ее муж не являются членами семьи собственника Галкиной М.М.

В судебном заседании истец Бредихина А.А. исковые требования поддержала по основаниям изложенном в иске и вновь привела их суду.

Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Иванова Н.М., просила отказать в удовлетворении иска, т.к. представленные документы свидетельствовали об обеспеченности общей площадью жилого помещения по месту регистрации выше установленной нормы.

Суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что Бредихина А.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с жилищным законодательством.

Решением администрация Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ отказано Бредихиной А.А. удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку, о чем заявителю сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> со ссылкой на то, что обеспечена жилой площадью по учетной норме площади жилого помещения.

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилой дом <адрес> и земельный участок принадлежит на праве собственности Галкиной М.М<данные изъяты>

Бредихина А.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете в доме <адрес>.

Судом, также установлено, что Бредихина А.А. с мужем проживает с Галкиной М.М. в доме <адрес> площадью <данные изъяты>, на основании договора коммерческого найма. Иного жилого помещения у Бредихиной А.А. не имеется.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции РФ). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего либо отнесение к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан и наличием нуждаемости в жилом помещении.

Частью 2, 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Однако предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан.

Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ).

К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Применительно к спорной правовой ситуации речь идет об улучшении жилищных условий путем получения государственной поддержки в улучшении жилищных условий в соответствии с республиканской программой поддержки отдельных категорий граждан.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 № 2.

Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 г. № 2 "О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений" предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений и городских округов ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с законодательством Чувашской Республики и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2000 г. № 1 "Об утверждении Порядка выделения кредитов под ипотеку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики" и от 15 октября 2002 г. № 274 "О республиканской программе "Государственной поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2015 годы". Для улучшения жилищных условий лиц, имеющих права на названную государственную поддержку, решение о признании гражданина малоимущим не требуется.

Согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Из содержания обжалуемого решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет по основаниям, что она обеспечена жилой площадью по нормам, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Применительно к данному спору, сделанные ответчиком выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об обеспеченности истца жилым помещением выше установленной по г. Чебоксары учетной нормы, суд считает неправомерными, а решение об отказе в постановке на учет незаконным.

Так, согласно ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст.52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Аналогичные основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях закреплены и в ст. 3 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений».

В суде установлено, что Бредихина А.А. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений, а также членом семьи собственника жилого помещения.

Доводы ответчика о наличии у истца на праве собственности жилого помещения в доме <адрес> на правах члена семьи собственника, должна представить суду доказательства, подтверждающие данные обстоятельства. Однако таких доказательств суду не представлено.

Согласно части 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Бредихина А.А. законом к числу членов семьи собственника не отнесена и таковым не признана. Напротив, из материалов дела следует, что жилое помещение в дома <адрес> предоставлено истцу на условиях коммерческого найма, что подтверждено письменным договором, заключенным между истцом и собственником, еще до обращения Бредихиной А.А. к ответчику с просьбой о постановке на учет. В связи с чем не имеется оснований полагать, что истица обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы.

На основании вышеизложенного, суд полагает исковые требования Бредихиной А.А. удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса

Российской Федерации,

решил:

Признать решение администрации Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Бредихиной А.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку незаконным.

Обязать администрацию Калининского района г.Чебоксары Бредихину А.А.и членов ее семьи поставить на учет в качестве, нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2012 г.

Судья:                                М.Ю. Индрикова