о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-3296/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2012 года                              г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Егорова В.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Егорова В.Н. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР– Чувашии с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на дату обращения за пенсией.

Не согласившись с указанным решением, Егорова В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить в специальный медицинский стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды:

1) в льготном исчислении из расчета один год за один год и три месяца периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет за периоды моей работы в должности <данные изъяты>;

2) в календарном исчислении:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на цикле усовершенствования;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>».

Также Егорова В.Н. просит возложить на ответчика обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истица не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение.

В судебное заседание истец Егорова В.Н. не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела без ее участия с указанием на то, что исковые требования она поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, исковые требования истца не признал и просил отказать в их удовлетворении по мотивам, приведенным в решении об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 ст. 27 (ранее п. 3 ст. 28) указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 в выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, а с 01 ноября 1999 года подлежит применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.

Как следует из материалов пенсионного дела, в частности копии трудовой книжки Егоровой (ранее «Курцева») В.Н., справок, уточняющих периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решения пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ за № , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности <данные изъяты>»).

Период работы Егоровой В.Н. в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен ответчиком в подсчет специального стажа в льготном порядке, как работа в сельской местности. Периоды же нахождения истца в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы истца в должности <данные изъяты> включены ответчиком в стаж истца в календарном порядке, с чем Егорова В.Н. не согласна.

В силу Разъяснений Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Следовательно, указанные периоды нахождения истца в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном порядке, как работа в сельской местности, исходя из расчета один год за один год и три месяца, в связи с чем требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.

Правомерна и просьба истца о включении в подсчет специального стажа периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на цикле усовершенствования; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации.

В соответствии с положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.

Ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

В силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с этим я была направлена работодателем на курсы повышения квалификации, а также находилась на цикле усовершенствования. В это время за мной сохранялось рабочее место и заработок, из которого работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производил отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, период нахождения истца на цикле усовершенствования курсах повышения квалификации подлежат включению в спецстаж.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Егорова В.Н. работала в должности <данные изъяты> с совмещением должности <данные изъяты>», что подтверждается справкой, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представленной суду ко дню рассмотрения дела.

Ответчик исключил из подсчета спецстажа указанный период по тем мотивам, что работодателем не представлены индивидуальные сведения, которые должны быть учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, что также не может препятствовать реализации права граждан на пенсию.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой», неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав – в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 03 июня 2004 года № 11-П, от 23 декабря 2004 года № 19-П и др.).

Таким образом, пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц – позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В Определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 года № 798-О-О «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П» также указано, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

При таких обстоятельствах период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит зачету в спецстаж.

Истицей также заявлено требование о возложении на ответчика обязанности по назначению ей трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Егорова В.Н. обратилась в пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом того, что периодов включенных пенсионным фондом и судом в специальный стаж работы истца достаточно для назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, с ДД.ММ.ГГГГ у Егоровой В.Н. возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем требования истца в указанной части также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Егорова В.Н. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении, исходя из расчета один год за один год и три месяца.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Егорова В.Н. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на цикле усовершенствования; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности заведующей поликлиникой № 1 с совмещением должности врача-терапевта в БУ ЧР «Республиканская клиническая больница».

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Егорова В.Н. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия.

Судья:                                  С.Н. Тигина