Дело № 2-1381/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2012 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Петрове Д.И., с участием истца Никифорова В.В., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов в специальный стаж трудовой деятельности в связи с осуществлением работ с тяжелыми условиями, обязании назначить выплату досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании государственной пошлины,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Никифоров В.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № № ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.
При этом в специальный стаж истца ответчиком не включены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа истца в качестве <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>, кроме того в соответствии с пунктом 11 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», бригадиры пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда в случае, если они не освобождены от своей основной работы по профессии и выполняют дополнительные трудовые функции бригадира;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>, поскольку отсутствует документальное подтверждение занятости на выполнении работ в качестве <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в административном отпуске, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствует начисление заработной платы.
Не согласившись с указанным решением, Никифоров В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии, и с учетом уточнения и дополнения первоначальных требований просил признать отказ ответчика в назначении ему досрочной трудовой пенсии незаконным; включении в специальный стаж трудовой деятельности в связи с осуществлением работ с тяжелыми условиями труда следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности назначить выплату досрочной трудовой пенсии по старости начиная с ДД.ММ.ГГГГ; взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Никифоров В.В. поддержал исковые требования в редакции уточненного иска от ДД.ММ.ГГГГ, просил их удовлетворить, указывая на то, что в спорный период осуществлял работу в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Ванеркин А.В., действующий по доверенности, иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, по тем мотивам, изложенным в решении пенсионного фонда об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» указанного Списка 2 предусматривается должность «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций».
При изложенных обстоятельствах, подлежит включению в спецстаж в связи с работой с тяжелыми условиями труда в соответствии с подп. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» работа в должности «монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций» в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Минтруда России и ПФ РФ от 27 февраля 2002 года № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» дополнительно должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Согласно пункта 23 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 года № 369/16-52, в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников народного хозяйства, в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций, в которых указываются периоды работы, засчитываемые в специальный стаж, профессия или должность, характер выполняемой работы, в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы, первичные документы, на основании которых выдана данная справка.
Как указывалось выше, в специальный трудовой стаж истца ответчиком не включен период работы Никифорова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>», <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты>, что является неправомерным.
В трудовой книжке истца содержится записи о работе Никифорова В.В. в спорные периоды в качестве <данные изъяты>». Из исторической справки (л.д. 21 – 25) следует, что <данные изъяты>, где работал истец, занималась монтажом <данные изъяты>, в том числе и <данные изъяты>. В личной карточке Никифорова В.В. также содержатся сведения о том, что его профессия является монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций. В указанной должности он работал в течение полного рабочего дня, что следует из архивных справок о заработной плате истца.
При таких обстоятельствах, суд считает законными и обоснованными требования истца о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указанных выше спорных периодов. При этом, неверное указание наименования занимаемой истцом должности, как того требуют положения названного Списка № 2, по мнению суда, не может являться основанием для отказа во включение периодов работы в спецстаж.
Что касается остальных требований истца, в частности о включении в спецстаж периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то они удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов пенсионного и гражданского дел, оспариваемого решения пенсионного фонда, в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в административных отпусках. Указанные периоды правомерно исключены ответчиком из подсчета специального стажа работы истца.
Так, положения пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусматривают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, на основании п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
Таким образом, требования истца о включении в спецстаж периодов его нахождения в административных отпусках удовлетворению не подлежат.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о включении в спецстаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве <данные изъяты>, поскольку во-первых, отсутствует документальное подтверждение занятости на выполнении работ в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в соответствии с разделом XXVII Списка, а во-вторых, как ранее действовавшим, так и ныне действующим законодательством не предусмотрено включение в спецстаж периода работы в войсковой части.
Не может быть удовлетворено и требование истца о включении в спецстаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствует начисление заработной платы за это время.
Периоды же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены ответчиком в подсчет спецстажа, что исключает необходимость вынесения решения суда в указанной части, следовательно требования истца в этой части также не могут быть удовлетворены.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание то, что с заявлением о назначении пенсии Никифоров В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть после достижения предусмотренного законом 55-летнего возраста, и с учетом включенных пенсионным фондом и судом периодов его работы в специальный стаж на указанную дату у Никифорова В.В. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то требования истца о назначении ему такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Судебные расходы в силу ст. ст. 88, 94 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины при подаче иска, в размере № руб. (л.д. 3).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № № в части отказа в досрочном назначении ФИО2 трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФИО2 периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в качестве <данные изъяты>.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению ФИО2 трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии в пользу ФИО2 судебные расходы: №) рублей – в счет возврата уплаченной при подаче иска государственной пошлины.
В удовлетворении требований ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о включении в специальный стаж трудовой деятельности в связи с осуществлением работ с тяжелыми условиями периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в качестве <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в административном отпуске; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Тигина
Решение суда в окончательной форме принято 25 июня 2012 года.