о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-1874/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2012 года                            г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Петрове Д.И., с участием истца Доброхотова М.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Доброхотов М.З. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

установил:

Доброхотов М.З. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии

о возложении обязанности включить в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости, исходя из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, следующих периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> больнице (ныне <данные изъяты>»);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>, врача <данные изъяты>, <данные изъяты>»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>».

Также истец просит возложить на ответчика обязанность по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения.

Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение.

В судебном заседании истец Доброхотов М.З. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду. Истец считает, что не включение спорных периодов в подсчет специального стажа в заявленном им порядке является незаконным, нарушающим конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Ответчик Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о времени и месте разбирательства дела извещен, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, <данные изъяты>», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина не явки не известна, <данные изъяты>», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел Доброхотова М.З., суд приходит к следующему.

Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года (с последующими изменениями и дополнениями), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Доброхотов М.З. обратился в Управление ПФР (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.

Как следует из решения, требуемая продолжительность специального стажа составляет 30 лет, фактическая продолжительность специального стажа истца составила дней.

При этом период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>» включены ответчиком в подсчет спецстажа в календарном порядке, а периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы истца в должности <данные изъяты>» исключены из подсчета спецстажа, с чем Доброхотов М.З. не согласен.

Как указано выше, в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>». Данные обстоятельства подтверждены как материалами гражданского дела, так и материалами пенсионного дела.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.

Соответственно при определении специального стажа в период работы истца до 01 ноября 1999 года подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, а затем Списки 1999 года и 2002 года.

Согласно п. 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и 6 месяцев, в остальных случаях - при работе в должности врача или среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, исчисление сроков выслуги лет производится в календарном порядке.

Таким образом, включение периодов работы в специальный медицинский стаж в календарном порядке не ставится в зависимость от названия должности, необходимо, чтобы должность относилась к должности врача или среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Для подсчета периода работы в льготном порядке как один год и шесть месяцев за один год работы необходимо, чтобы работа проходила в должности среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.

Аналогичные положения содержатся в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, в Списке должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Так, для льготного исчисления специального стажа необходимо в данном случае, чтобы работа протекала в должности и структурном подразделении, предусмотренном Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Должность <данные изъяты>, в которой работал истец в спорные периоды, и наименование подразделения – отделение <данные изъяты>, где работал истец, предусмотрены указанным выше Перечнем, что дает право на включение периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в спецстаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном порядке, исходя из расчета один год работы за один год и шесть месяцев. При таких обстоятельствах требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.

Что касается требований истца о включении в спецстаж периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>» в льготном порядке, то они не обоснованны.

Как указывалось выше, работа для льготного исчисления как год и шесть месяцев должна протекать в соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Однако работа Доброхотова М.З. в указанное время не подпадает под наименование структурных подразделений, предусмотренных Перечнем, что не дает право на льготное исчисление стажа.

С учетом того, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>») включены ответчиком в подсчет спецстажа в календарном порядке не имеется оснований для вынесения решения в этой части, в связи с чем требования истца в обозначенном объеме удовлетворению не подлежат.

Период же работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>» подлежит включению в спецстаж в календарном порядке, исходя из следующего.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Соответственно, для определения права на включение указанных спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорные периоды.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее Правила), предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном названными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ учреждена с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, которая с ДД.ММ.ГГГГ переименована в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> переименована в <данные изъяты>» приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» вновь переименовано в <данные изъяты> на основании постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» переименована в <данные изъяты>» постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» переименована в <данные изъяты>» на основании постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, само муниципальное учреждение вне зависимости от его наименований выполняло все функции муниципального учреждения здравоохранения – городской больницы скорой медицинской помощи. В результате переименования учреждения обязанности истца не изменялись.

<данные изъяты>» (ныне <данные изъяты>») является медицинским учреждением, оказывающим все виды скорой медицинской помощи населению Чувашской Республики и Российской Федерации. В своем составе оно имеет обособленные структурные подразделения без права юридического лица.

Замещаемая истцом должность в <данные изъяты>» врача отнесена к числу наименований должностей действовавших в спорные периоды Списки, а само учреждение, где работал истец отнесено к учреждениям здравоохранения. Несвоевременное же приведение работодателем наименования учреждения в соответствие с требованиями закона не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав. С учетом изложенного, указанные спорные периоды также подлежат включению в специальный медицинский стаж, но не в льготном порядке, как того просит истец, а в календарном.

В виду того, что часть спорных периодов включены судом в специальный медицинский стаж истца, и на ДД.ММ.ГГГГ – день обращения Доброхотовым М.З. в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии у него выработался необходимый специальный медицинский стаж для назначения указанной досрочной трудовой пенсии по старости, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения в пенсионный фонд законные и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Доброхотов М.З. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>» в льготном порядке, исходя из расчета один год за один год и шесть месяцев.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Доброхотов М.З. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>» в календарном исчислении.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Доброхотов М.З. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований Доброхотов М.З. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости, исходя из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                  С.Н. Тигина

Решение суда в окончательной форме принято 25 июня 2012 года.