Дело № 2-1874/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2012 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Петрове Д.И., с участием истца Доброхотова М.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Доброхотов М.З. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Доброхотов М.З. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии
о возложении обязанности включить в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости, исходя из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, следующих периодов:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> больнице (ныне <данные изъяты>»);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>, врача <данные изъяты>, <данные изъяты>»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>».
Также истец просит возложить на ответчика обязанность по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения.
Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение.
В судебном заседании истец Доброхотов М.З. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду. Истец считает, что не включение спорных периодов в подсчет специального стажа в заявленном им порядке является незаконным, нарушающим конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Ответчик Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о времени и месте разбирательства дела извещен, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, <данные изъяты>», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина не явки не известна, <данные изъяты>», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел Доброхотова М.З., суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2002 года (с последующими изменениями и дополнениями), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Доброхотов М.З. обратился в Управление ПФР (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № № ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.
Как следует из решения, требуемая продолжительность специального стажа составляет 30 лет, фактическая продолжительность специального стажа истца составила № дней.
При этом период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>» включены ответчиком в подсчет спецстажа в календарном порядке, а периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы истца в должности <данные изъяты>» исключены из подсчета спецстажа, с чем Доброхотов М.З. не согласен.
Как указано выше, в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>». Данные обстоятельства подтверждены как материалами гражданского дела, так и материалами пенсионного дела.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.
Соответственно при определении специального стажа в период работы истца до 01 ноября 1999 года подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, а затем Списки 1999 года и 2002 года.
Согласно п. 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и 6 месяцев, в остальных случаях - при работе в должности врача или среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, исчисление сроков выслуги лет производится в календарном порядке.
Таким образом, включение периодов работы в специальный медицинский стаж в календарном порядке не ставится в зависимость от названия должности, необходимо, чтобы должность относилась к должности врача или среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Для подсчета периода работы в льготном порядке как один год и шесть месяцев за один год работы необходимо, чтобы работа проходила в должности среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.
Аналогичные положения содержатся в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, в Списке должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Так, для льготного исчисления специального стажа необходимо в данном случае, чтобы работа протекала в должности и структурном подразделении, предусмотренном Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Должность <данные изъяты>, в которой работал истец в спорные периоды, и наименование подразделения – отделение <данные изъяты>, где работал истец, предусмотрены указанным выше Перечнем, что дает право на включение периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в спецстаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном порядке, исходя из расчета один год работы за один год и шесть месяцев. При таких обстоятельствах требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца о включении в спецстаж периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>» в льготном порядке, то они не обоснованны.
Как указывалось выше, работа для льготного исчисления как год и шесть месяцев должна протекать в соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Однако работа Доброхотова М.З. в указанное время не подпадает под наименование структурных подразделений, предусмотренных Перечнем, что не дает право на льготное исчисление стажа.
С учетом того, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>») включены ответчиком в подсчет спецстажа в календарном порядке не имеется оснований для вынесения решения в этой части, в связи с чем требования истца в обозначенном объеме удовлетворению не подлежат.
Период же работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>» подлежит включению в спецстаж в календарном порядке, исходя из следующего.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Соответственно, для определения права на включение указанных спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит применению законодательство, действовавшее в спорные периоды.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее Правила), предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном названными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ учреждена с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, которая с ДД.ММ.ГГГГ переименована в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> переименована в <данные изъяты>» приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» вновь переименовано в <данные изъяты> на основании постановления <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» переименована в <данные изъяты>» постановлением <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» переименована в <данные изъяты>» на основании постановления <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа <данные изъяты> №№ от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, само муниципальное учреждение вне зависимости от его наименований выполняло все функции муниципального учреждения здравоохранения – городской больницы скорой медицинской помощи. В результате переименования учреждения обязанности истца не изменялись.
<данные изъяты>» (ныне <данные изъяты>») является медицинским учреждением, оказывающим все виды скорой медицинской помощи населению Чувашской Республики и Российской Федерации. В своем составе оно имеет обособленные структурные подразделения без права юридического лица.
Замещаемая истцом должность в <данные изъяты>» врача отнесена к числу наименований должностей действовавших в спорные периоды Списки, а само учреждение, где работал истец отнесено к учреждениям здравоохранения. Несвоевременное же приведение работодателем наименования учреждения в соответствие с требованиями закона не может являться основанием для отказа в защите пенсионных прав. С учетом изложенного, указанные спорные периоды также подлежат включению в специальный медицинский стаж, но не в льготном порядке, как того просит истец, а в календарном.
В виду того, что часть спорных периодов включены судом в специальный медицинский стаж истца, и на ДД.ММ.ГГГГ – день обращения Доброхотовым М.З. в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии у него выработался необходимый специальный медицинский стаж для назначения указанной досрочной трудовой пенсии по старости, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения в пенсионный фонд законные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Доброхотов М.З. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>» в льготном порядке, исходя из расчета один год за один год и шесть месяцев.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Доброхотов М.З. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>» в календарном исчислении.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Доброхотов М.З. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований Доброхотов М.З. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости, исходя из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Тигина
Решение суда в окончательной форме принято 25 июня 2012 года.