Дело № 2-2226/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2012 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Петрове Д.И., с участием истца Копытова В.А., представителя истца Иванова П.А., представителя ответчика Енцовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Копытов В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии об отмене решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить трудовую пенсию по старости,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Копытов В.А. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № № ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.
Не согласившись с указанным решением, Копытов ВА. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ за № №; возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (№ дн.) в должности <данные изъяты>»); возложении обязанности назначить трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, со дня обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Копытов В.А. и его представитель Иванов П.А., действующий на основании доверенности, поддержали требования истца по основаниям, изложенным в иске, вновь привели их суду.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Енцова О.В., действующая по доверенности, иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных истцом требований по мотивам, изложенным в решении пенсионного фонда об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости, считая, что работа истца с тяжелыми условиях труда не подтверждается.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ОАО «<данные изъяты>» о времени и месте разбирательства дела извещено, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, сведений о причинах неявки не представлено.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел Копытова В.А., суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п. 2 ст. 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые утверждаются Правительством РФ.
Как указывалось выше, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом в спецстаж истца не включен следующий период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (№ дн.) – работы в должности <данные изъяты>») по тем мотивам, что на предприятии отсутствует химическое производство, перечисленное в Списке № 1. Исключение ответчиком указанного периода из подсчета спецстажа суд находит неправомерным.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О Списках произволе работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительств Российской Федерации, в следующем порядке: в пп. 6 указано, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2, производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта (п. «б» в редакции постановления Правительства РФ от 24 апреля 2003 года № 239).
Позицией 2110А020 раздела X «Химическое производство» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, предусмотрены работы в цехах (отделениях, участках) переработки и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов от всех производств, перечисленных в Списке № 1, на регенерации серебросодержащих отходов кинофотоматериалов, рекуперации и ректификации растворителей.
Буквальное толкование позиции 2110А020 раздела X «Химическ производство» Списка № 2 дает понять, что работы по регенерации серебросодержащих отходов кинофотоматериалов, рекуперации и ректификации растворителей не требуют обязательно наличия химического производства, чтобы предприятие представляло химическую нефтехимическую отрасль промышленности, достаточно выполнения указанных вредных вид работ.
Так, в число работ с тяжелыми условиями труда по указанному разделу Списка входят: рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах: в цехах (отделениях, участках) переработки и утилизации твердых, жидких и газообразных отходов от всех производств, перечисленных в Списке № 1, на регенерации серебросодержащих отходов кипофотоматериалов, рекуперации и ректификации растворителей; на работах в газогенераторных цехах и станциях технологического назначения; на очистке цистерн, емкостей и химаппаратуры, мойке и обработке возвратной тары из-под вредных химпродуктов, перечисленных в Списке № 1; на нейтрализации и очистке промышленных сточных вод, обезвреживании вредных паров и газов; на размоле, сушке, смешении, растворении, подготовке, расфасовке, разливке, затаривании, погрузке, разгрузке насыпью, упакованных в бумажные (полиэтиленовые) мешки химпродуктов, перечисленных в Списке № 1; на гуммировании закрытых емкостей и трубопроводов; на рекуперации бензина; на ремонте, эвакуации, испытании хлорных баллонов и баллонов из-под других вредных химпродуктов, перечисленных в Списке № 1.
ОАО «<данные изъяты>» в справке за № № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особых характер работы или условий труда, подтвердило факт работы истца на участке по <данные изъяты>.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, акту комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии фактического наличия драгоценных металлов, справке за ДД.ММ.ГГГГ годы указано, что в <данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, находится участок <данные изъяты>, мастером которого является Копытов В.А.
В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ Волго-Вятская госинспекция пробирного надзора Минфина РФ выявила нарушения в части учета, хранения, первичной переработки и сдачи серебра, где начальником участка <данные изъяты> указан Копытов В.А.
Имеется приказ за № № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении инвентаризации драгоценных металлов на участке переработки серебросодержащих отходов (ССО), акт инвентаризации ССО на <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ от Копытова В.А. Пикулеву Д.А., заверенная инструкция по технологическому возврату вторичного серебра.
В соответствии с приложениями № 2, 5, 6 соглашения об охране труда <данные изъяты>» на 2002 год имеется должность мастера, лаборанта по переработке ССО в составе структурного подразделения «пункт ССО» (выдается за вредность бесплатное молоко), мастер пункта ССО проходит аттестацию рабочего места по вредным условиям труда, то есть на предприятии фактически находился участок по регенерации ССО. Аналогичные положения содержат нормы коллективного договора <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно индивидуальным сведениям по форме <данные изъяты>-ДД.ММ.ГГГГ за истцом значится позиция № Списка № 2.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что истец в спорное время был занят на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Характер и условия работы Копытова В.А. соответствовали требованиям об исчислении специального трудового стажа. Выполнение Копытовым В.А. трудовой функции в должности мастера пункта серебросодержащих отходов, занятого на регенерации серебросодержащих отходов кинофотоматериалов, рекуперации и ректификации растворителей представляет собой не только реализацию права на труд, но и одновременно законного интереса – достижения цели приобретения права на льготное пенсионное обеспечение, который служит стимулирующим условием в процессе устройства на работу и исполнения работником трудовых обязанностей и является существенным условием трудового договора.
При таких обстоятельствах требования истца о возложении на ответчика обязанности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (№ дн.) в должности <данные изъяты>») подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 23 разъяснений, содержащимся в Постановлении Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раня срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российсской Федерации» (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Так, в силу п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» возникает у мужчин по достижении возраста 55 лет, а истец Копытов В.А. ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, право на получение указанной пенсии у него возникло при достижении возраста 55 лет. При таких обстоятельствах, учитывая то, что спорный период работы истца подлежат включению в специальный трудовой стаж, то на момент обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии у истца возникло право для получения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», требования о назначении такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № № в части отказа в досрочном назначении Копытов В.А. трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Копытов В.А. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (№ дн.) – в должности <данные изъяты>
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Копытов В.А. трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Тигина
Решение суда в окончательной форме принято 02 июля 2012 года.