о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-3299/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2012 года                            г. Чебоксары

    Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием истца Петровой Л.В., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Петрова Л.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

установил:

Петрова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии о возложении обязанности включить в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости следующих периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы.

Также истица просила возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ по тем мотивам, что пенсионным фондом необоснованно указанные периоды исключены из подсчета спецстажа, чем нарушены конституционные права истца на пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истец Петрова Л.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, иск не признал и просил в удовлетворении требований истца отказать по основаниям, изложенным в решении ответчика об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.

В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 ст. 27 (ранее п. 3 ст. 28) указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

Как следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № Петровой Л.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа на дату обращения за пенсией. Специальный стаж истца комиссией установлен в 27 лет 6 месяцев 24 дня.

Истица просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Суд находит данное требование истца подлежащим удовлетворению.

Факт работы истца в указанное время в обозначенных должности и учреждении подтвержден как материалами гражданского дела, так и пенсионного. Не оспаривается он и стороной ответчика.

В указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, где в разделе «Наименование учреждений и организаций» предусматривается учреждения – «детские сады и объединенные ясли-сады», в разделе «Наименование должности» - должность «воспитателя». В пункте 1 данного постановления указано, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей необходимо назначать согласно Приложению врачам и другим работникам здравоохранения – при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах.

Данное Постановление утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

При таких обстоятельствах требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости вышеуказанного периода подлежат удовлетворению.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – за время осуществления медицинской деятельности истица находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы, что ответчиком также не оспаривается.

В соответствии с положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В силу ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.

Ст. 187 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

В силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с чем истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается указанными выше справками, уточняющими периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Истцом также заявлена просьба о возложении на ответчика обязанности по досрочному назначению трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истица обратилась в пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в специальный медицинский стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и на момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ у Петровой Л.В. выработался необходимый специальный медицинский стаж, то требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с указанной даты также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

    

возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Петрова Л.В. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы.

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Петрова Л.В. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его вынесения.

Судья:                                          С.Н. Тигина