об обязании поставить на учет



Дело № 2-2680-2012

Р ЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2012 года    г.Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В, при секретаре Антоновой О.Г., с участием истца Васильева П.А., представителя истца Проказовой Т.Н., представителя ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары Михайлова А.В., 3-х лиц Коноваловой Л.П. и Коновалова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева П.А. к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным отказа администрации Калининского района г.Чебоксары в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ветерана Великой Отечественной войны, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил :

Васильев П.А. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары с учетом уточненных требований о признании незаконным отказа администрации Калининского района г.Чебоксары в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ветерана Великой Отечественной войны от <данные изъяты>, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что Васильев П.А. обратился с заявлением в администрацию <адрес> о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны. Ответчик письмами от ДД.ММ.ГГГГ2 года и от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отказал ему в этом со ссылкой на то, что истец владеет на праве собственности квартирой <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ проживал в квартире один и был обеспечен жилой площадью, но в ноябре 2011 года вселил в свою квартиру дочь Коновалову Л.П. и внука К.В., тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия. Считает данный отказ незаконным, поскольку его дочь длительное время проживает с истцом, которому требуется постоянный посторонний уход.

В судебном заседании истец Васильев П.А. и его представитель Проказова Т.Н. уточенные исковые требования поддержали по изложенным в нем основаниям, и вновь привели их суду.

Третье лицо на стороне истца Коновалова Л.П. поддержала исковые требования истца Васильева П.А., суду объяснила, что проживала в собственном жилом доме по <адрес> де<адрес> Чувашской Республики совместно с супругом К.Н. и сыном К.В. После смерти матери в <данные изъяты> отцу – Васильеву П.А. нужен был посторонний уход, поэтому она часто приезжала к отцу, ухаживала за ним. На этой почве, а также ввиду злоупотребления последним спиртными напитками, в семье часто возникали скандалы и рукоприкладство со стороны супруга К.Н. Ввиду невозможности совместного проживания с конца ноября 2011 года постоянно проживает с отцом в его квартире, осуществляет за ним уход. Между ней и супругом К.Н. ДД.ММ.ГГГГ достигнуто соглашение о разделе общего имущества супругов, в соответствии с которым жилой дом <данные изъяты>, расположенные по <адрес> де<адрес> Чувашской Республики, принадлежат на праве собственности К.Н., а в собственность Коноваловой Л.П. перешли домашние животные, норковая шуба, драгоценные изделия и денежные накопления в размере <данные изъяты> руб. В конце 2011 года брак между супругами расторгнут и Коновалова Л.П. зарегистрировалась у отца.

Третье лицо на стороне истца Коновалов В.Н. исковые требования поддержал, суду объяснил, что до <данные изъяты> года проживал в деревне с родителями, закончив школу поступил учиться в техникум в <адрес> и стал проживать совместно с дедом. Однако получил койко-место в общежитии и там зарегистрировался. В период с <данные изъяты> год проходил службу в рядах вооруженных сил РФ, после чего вернулся проживать к деду, где и проживает до настоящего времени.

Представитель ответчика администрации <адрес> М. просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в решении об отказе в постановке на учет.

Представитель третьего лица МУП «БТИ и ПЖФ» <адрес>, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, решен вопрос о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Васильев П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном - участником Великой Отечественной войны, а также инвалидом <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается материалами дела(л.д.6,7,49).

Судом установлено, что Васильев П.А. на праве собственности принадлежит квартира <адрес> по <адрес> на основании договора передачи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ3 года (л.д.11).

В указанной квартире зарегистрированы и проживают Васильев П.А. – с ДД.ММ.ГГГГ, его дочь Коновалова Л.П. – с ДД.ММ.ГГГГ, внук Коновалов В.Н. – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12, 46).

Васильев П.А. дважды обращался в администрацию <адрес> с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 22).

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Васильев П.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на то, что владея на праве собственности квартирой <адрес> общей площадью <данные изъяты>., до ДД.ММ.ГГГГ проживал в ней один и был обеспечен жилой площадью. Однако вселив в квартиру свою дочь К. и внука К.В., проживавших в <адрес>, д.<адрес> ЧР и обеспеченных жилой площадью, намеренно ухудшил свои жилищные условия. (л.д.13, 20, 24-25).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15, ч.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15, ч.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах, участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Положения п.1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» предусматривают, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то есть участники Великой Отечественной воины, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право указанные в статье 49 малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы

В соответствии со ст. 50 ч. ч. 4, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Под решением жилищной проблемы по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

Установлено, что Васильеву П.А. на праве собственности принадлежит квартира <данные изъяты> по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Соответственно, общая площадь жилого помещения - <данные изъяты> кв.м., принадлежащего истца на праве собственности выше установленной учетной нормы – <данные изъяты> кв.м.

Васильев П.А. до ДД.ММ.ГГГГ проживал в принадлежащей ему на праве собственности квартире один, в связи с чем был обеспечен жилым помещением более учетной нормы, установленной на территории Чувашской Республики.

ДД.ММ.ГГГГ истец Васильев П.А. вселил и зарегистрировал дочь Коновалову Л.П. и внука Коновалова В.Н. в принадлежащей ему на праве собственности квартире <адрес>.

Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Круг лиц, являющихся членами семьи собственника жилого помещения, определен частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся супруг собственника жилого помещения, дети и родители данного собственника.

На основании изложенного, дочь истца Коновалова Л.П. и ее сын – внук истца Коновалов В.Н. являются членами его семьи.

Коновалова Л.П. состояла в зарегистрированном браке с К.. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 37-38)

Судом установлено, что Коноваловой Л.П. на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом <данные изъяты>, расположенные по <адрес>, д.<адрес> ЧР(л.д. 39-40, 47-48, 57, 60-61).

Довод истца и 3-х лиц о том, что на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ соглашением сторон прекращен режим общей совместной собственности супругов Коноваловых и в единоличную собственность Коновалова Н.В. перешел жилой дом <данные изъяты> с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. в д.<адрес> ЧР противоречит действующему законодательству, в соответствии с которым сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации (ст.223, 219 ГК РФ), а потому судом во внимание не принимаются.

Коновалова Л.П. проживала и была зарегистрирована в д. <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.36).

3-е лицо Коновалов В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения был зарегистрирован в д<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.36).

Бывший супруг Коноваловой Л.П. – К.Н. проживает и зарегистрирован в <данные изъяты> до настоящего времени.

Брак между Коноваловой Л.П. и К.Н. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ(л.д.38).

Т.о., в силу требований ч.2 ст.51 ЖК РФ для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения необходимо определить суммарную общую площадь всех жилых помещений, принадлежащих истцу и членам его семьи – дочери Коноваловой Л.П. и внуку Коновалову В.Н.

Половина общей площади жилого дома <данные изъяты> составляет 40,6 кв.м. : 2 = 20,3 кв.м.

Истцу принадлежит на праве собственности 33,5 кв.м. в квартире <адрес>.

20,3 кв.м. + 33,5 кв.м. = 53,8 кв.м. : 3 (чел) =17,93 кв.м.

На основании изложенного, судом установлено, что семья истца: он сам, его дочь Коновалова Л.П., внук Коновалов В.Н. обеспечена жилой площадью т.к. на каждого члена семьи приходится по 17,93 кв.м., что выше учетной нормы жилой площади в Чувашской Республике.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу положений п.п. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

В качестве уважительности причины вселения в жилое помещение дочери и внука, истцом указано на то, что его дочь развелась с супругом К.Н. в декабре 2011 ДД.ММ.ГГГГ, но уже до этого времени проживала с ним ввиду плохих отношений с мужем, а также осуществления постоянного ухода за отцом – истцом, являющимся инвалидом <данные изъяты> группы.

В подтверждение указанных доводов истцом представлены справка об инвалидности, а также допрошены в ходе судебного заседания свидетели А., В., которые показали, что Васильев П.А. проживает в квартире с дочерью и внуком, ведя совместное хозяйство.

Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец, вселив в принадлежащую ему на праве собственности квартиру дочь и внука К., намерено ухудшил свои жилищные условия по следующим основаниям.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности отказа ответчика в постановке истца на учет, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Васильева П.А. к администрации <адрес> о признании незаконным отказа администрации <адрес> в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ветерана Великой Отечественной войны, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в месячный срок со дня составления судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья        А.В.Мартьянова