Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Калининского районного суда <адрес> Республики Смирнова Е.Д.,
с участием представителей Войсковой части 3997 Алексеева В.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, Максимова В.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, Лихачевой К.А., действующей на основании доверенности№ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Управления Росздравнадзора по Чувашской Республике Акулиной И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 1 месяц,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Войсковой части 3997,
у с т а н о в и л а :
На основании приказа Управления Росздравнадзора по Чувашской Республике№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Войсковой части 3997 была проведена плановая выездная проверка с целью обеспечения средствами контроля соблюдения законодательства в сфере здравоохранения и социального развития.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении Войсковой части 3997 был составлен протокол об административном правонарушении, в котором указано, что Войсковая часть 3997 осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии) по адресу: 428022, Чувашская Республика, <адрес>: выполняет работы (услуги) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых); при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых), а также иную, в т.ч. стационарную врачебную деятельность, не предусмотренную действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представители Войсковой части 3997 Алексеев В.Н., Максимов В.В., Лихачева К.А. с выводами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, не согласились, указав следующее. Осуществление комплекса профилактических, лечебных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, является одной из функций Войсковой части 3997, которую выполняют военнослужащие медицинского пункта как структурного подразделения воинской части. Начальник медицинской службы войсковой части 3997 Лихачева К.А. была назначена на должность приказом командира войсковой части 6676 по личному составу. На эту должность назначаются офицеры – выпускники военных медицинских и медицинских институтов, у которых нет стажа работы по специальности. В своей деятельности начальник медицинской службы руководствуется Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее УВС ВС РФ) и другими нормативно-правовыми актами. Управление Росздравнадзора по ЧР вменяет войсковой части административные правонарушения за действия, которые исполнялись военнослужащими медицинского пункта во исполнение возложенных на них обязанностей (ст. 117, 310, 351 УВС ВС РФ) и в соответствии с требованиями внутренней службы. При проведении проверки не были выяснены возможности войсковой части 3997 по соблюдению требований ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности соискатель лицензии обязан иметь высшее профессионального (медицинского) образования и стажа работы не менее 5 лет, тогда как ни командир войсковой части, ни его заместители такого образования не имеют, а руководитель медицинского подразделения Лихачева К.А., хоть и имеет высшее медицинское образование, но не имеет стажа требуемой продолжительности. При таких обстоятельствах войсковая часть 3997 не имеет возможности получить необходимую лицензию, при этом она обязана проводить все мероприятия по охране здоровья и физическому развитию военнослужащих. Также указал, что получению соответствующей лицензии препятствует и недостаточное финансирование части. В связи с изложенным посчитали, что вины войсковой части 3997 в совершении вменяемого правонарушения не имеется со ссылкой на ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель Управления Росздравнадзора по Чувашской Республике Акулина И.В. в судебном заседании просила привлечь Войсковую часть 3997 к административной ответственности, пояснив, что в материалах дела имеются достаточные доказательства осуществления медицинской деятельности без соответствующей лицензии, оснований для освобождения от административной ответственности по делу не имеется.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального законом от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определяется указанным Законом, а также положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Органы исполнительной власти, полномочные осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяются Правительством РФ. При выдаче лицензии определяются требования и условия, которые обязан соблюдать лицензиат.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (ред. от 24.09.2010) утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности. В соответствии с пунктами 2 и 4 указанного Положения лицензирование медицинской деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи.
Согласно подпункту «а», «г» и «д» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата), принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям; наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет.
В материалах дела представлена копия лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Войсковой части 3997 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, согласно приложению к которой войсковой части предоставлено право на осуществление медицинской деятельности – при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу.
Управлением Росздравнадзора по Чувашской Республике при проведении проверки установлено, что Войсковая часть 3997, расположенная по адресу <адрес>, осуществляет медицинскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, а именно: выполняет работы (услуги) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых); при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых), а также иную, в т.ч. стационарную врачебную деятельность, не предусмотренную действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Так, фельдшером Войсковой части 3997 Максимовым В.В., санитарным инструктором Войсковой части 3997 Х., имеющей диплом по специальности «медицинская сестра» осуществляется доврачебная медицинская деятельность по специальности «медицинские осмотры (предрейсовые,послерейсовые)»;начальникоммедицинской службы - медицинского пункта Войсковой части 3997 Лихачевой К.А., имеющей высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», осуществляется амбулаторно-поликлиническая первичная медико-санитарная помощь по специальности: «медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые)», а также иная, в том числе стационарная, медицинская деятельность.
Факт осуществления доврачебной медицинской деятельности по специальности «медицинские осмотры (предрейсовые и послерейсовые)» фельдшером медицинского пункта Войсковой части 3997 Максимовым В.В., санитарным инструктором медицинского пункта Войсковой части 3997 Х., амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи по специальности«медицинскиеосмотры (предрейсовые,послерейсовые)» начальником медицинской службы - медицинского пункта Войсковой части 3997 Лихачевой К.А. подтверждается положением о медицинском пункте Войсковой части 3997, утвержденным приказом командира войсковой части 3997 Б. от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из приказа Министра внутренних дел России от ДД.ММ.ГГГГ № о штате медицинского пункта Войсковой части 3997, заверенной врио начальника штаба Войсковой части 3997, выпиской из приказа командира Войсковой части 3997 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации боевой подготовки, внутренней и караульной службы в зимнем периоде обучения 2011», подтверждающей возложение обязанностей по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей на сотрудников медицинского пункта Войсковой части 3997, графиком дежурств по МПБ Лихачевой К.А., Максимова В.В., Х. за декабрь 2010г., январь, февраль 2011г., выпиской из приказов командира Войсковой части 3997 о приеме на работу указанных специалистов от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), контрактами о прохождении военной службы с Лихачевой К.А., Максимовым В.В., Х., должностными обязанностями Лихачевой К.А., Максимова В.В., Х., утвержденными командиром Войсковой части 3997 от ДД.ММ.ГГГГ, их образовательными документами, а также ведением указанными специалистами медицинской документации, в частности, книги учета предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Также установлено, что Войсковая часть 3997 выполняет работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, не предусмотренной действующей лицензией: начальником медицинской службы - медицинского пункта Войсковой части 3997 Лихачевой К.А. оказывается врачебная лечебно-профилактическая помощь. В медицинском пункте имеется журнал приема амбулаторных пациентов, медицинские книжки солдат.
Кроме того, в Войсковой части 3997 функционирует лазарет (стационар круглосуточного пребывания пациентов) на 5 коек, тогда как оказание стационарной врачебной медицинской помощи, не предусмотрено действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В лазарете имеются истории болезни
Факт осуществления амбулаторно-поликлинической и стационарной первичной медико-санитарной помощи подтверждается положением о медицинском пункте Войсковой части 3997, утвержденным приказом командира войсковой части 3997 Б. от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из приказа Министра внутренних дел России от ДД.ММ.ГГГГ № о штате медицинского пункта Войсковой части 3997, заверенной врио начальника штаба Войсковой части 3997, порядком приема и выписки военнослужащих в лазарете части, утвержденным командиром Войсковой части 3997 от ДД.ММ.ГГГГ, графиками дежурств по МПБ, выпиской из приказа командира Войсковой части 3997 о приеме на работу Лихачевой К.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, контрактом о прохождении военной службы с указанным специалистом, должностными обязанностями Лихачевой К.А., утвержденными командиром Войсковой части 3997 от ДД.ММ.ГГГГ, ее образовательными документами, а также ведением медицинской документации.
Таким образом, медицинская деятельность, осуществляемая в войсковой части 3997, выходит за рамки выданной лицензии. Данные действия являются нарушением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности, не носящего коммерческого характера, при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Исходя из вышеизложенного, судья приходит к выводу о том, что Войсковой частью 3997 допущены нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, ее вина установлена, в связи с чем имеются основания для привлечения ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Во исполнение приведенных положений закона судья полагает необходимым принять во внимание, что Войсковая часть 3997 является федеральной собственностью, финансируется из федерального бюджета, при этом в 2008-2009 годах лимиты бюджетных обязательств по медицинской службе для оплаты услуг по получению лицензии не выделялись.
Санкция ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Буквальное толкование указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть назначен, в том числе, и юридическим лицам.
С учетом характера совершенного правонарушения, финансового положения юридического лица и особенностей его статуса, судья считает необходимым назначить Войсковой части 3997 административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л а:
Привлечь Войсковую часть 3997, расположенную по адресу: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано прокурором в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
СудьяЕ.Д. Смирнова