Дело № 12-230/2010
РЕШЕНИЕ
23 ноября 2010 года г.Чебоксары
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Смирнова Е.Д., рассмотрев жалобу Шорина М.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Калининского района г. Чебоксары от 13 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в его отношении,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Калининского района г. Чебоксары от 13 октября 2010 года по делу об административном правонарушении Шорин М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 19.1 Кодекс РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
На указанное постановление Шориным М.И. подана жалоба, в которой он просит постановление отменить за отсутствием события правонарушения, отсутствия его вины, указывая на то, что его действия по вынесению приказа № о проведении плановой проверки в отношении ООО «Ч.» были правомерными со ссылкой на ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», превышения полномочий с его стороны допущено не было. Также указал, что привлечение его к административной ответственности по ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является самостоятельным основанием для прекращения производства по настоящему делу.
В судебном заседании Шорин М.И. свою жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным, и вновь привел их суду, просил ее удовлетворить и отменить постановление мирового судьи судебного участка № 2 Калининского района г. Чебоксары от 13 октября 2010 года.
В судебное заседание прокурор Калининского района г. Чебоксары явку своего представителя не обеспечил, сведений о причинах неявки суду не представлено.
Заслушав объяснения Шорина М.И., исследовав материалы дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекс РФ об административных правонарушениях, судья установил следующие обстоятельства.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Шорин М.И., являясь начальником Муниципального учреждения «С.» ДД.ММ.ГГГГ издал приказ № о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Ч.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности применения мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного взыскания и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены
виновностьлицавсовершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Между тем, изучение материалов дела показало, что при рассмотрении настоящего дела указанные положения не были соблюдены.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Во исполнение положений ст. 72 Земельного кодекса РФ Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2003 года № 104 «Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 1 квартале 2003 года и задачах на предстоящий период» рекомендовано администрациям районов и городов в целях обеспечения надлежащего контроля за использованием и охраной земель на территориях муниципальных образований до 01.10.2003 года организовать службы муниципального земельного контроля.
Согласно ст. 23 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 30.11.2005 года № 40, в структуру органов местного самоуправления города Чебоксары входят: глава города Чебоксары, представительный орган города Чебоксары - Чебоксарское городское Собрание депутатов, контрольный орган города Чебоксары - контрольно-счетная палата, исполнительно-распорядительные органы города Чебоксары - администрация города Чебоксары, администрации районов города Чебоксары, иные органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 72 Земельного кодекса РФ и ст. 22 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 года № 1293 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г. Чебоксары.
Согласно п. 1.2 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования г. Чебоксары муниципальный земельный контроль осуществляется администрацией города Чебоксары или от имени администрации города Чебоксары специально уполномоченным ею органом для обеспечения соблюдения требований земельного законодательства по вопросам использования земель на территории муниципального образования г. Чебоксары организациями, предприятиями и учреждениями, независимо от организационно-правовой формы деятельности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
Распоряжением администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального учреждения «С.» с 01.01.2005 года создано муниципальное учреждение «С.».
В соответствии с постановлением Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 22.12.2008 года № 302 уполномоченным органом по осуществлению муниципального земельного контроля за использование земель на территории муниципального образования города Чебоксары определено муниципальное учреждение «С.».
3
Указанноепостановлениене признано незаконным в установленном
порядке.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" пересмотрел сферу применения данного Закона, включив в нее не только государственный, но и муниципальный контроль, который является деятельностью органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 10.02.2005 года № 33 утвержден Порядок организации работ по осуществлению муниципального земельного контроля на территории г. Чебоксары.
Статья 19.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридически лицам.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам.
С учетом изложенного из материалов дела не усматривается, что начальником муниципального учреждения «С.» Шориным М.И. исполнение возложенных на него обязанностей осуществлялось вопреки установленного нормативным правовым актом порядка, поскольку он действовал в пределах полномочий, предоставленных ему правовыми актами органов местного самоуправления.
Для определения характера и юридического состава рассматриваемого административного правонарушения, законности возложения контрольно-надзорных функций на подведомственные государственным и муниципальным органам власти учреждения и предприятия и их осуществление, и наличия противоречия положениям Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2009 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необходимо сопоставить их с нормативными правовыми актами, регулирующим деятельность органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в данной сфере.
Таким образом, исследование судом законности действий должностных лиц, при исполнении возложенных на них обязанностей, является одним из условий при рассмотрении дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления данной категории дел в судебном заседании.
При рассмотрении материалов административного дела в отношении Шорина М.И. мировым судьей судебного участка № 2 Калининского района г. Чебоксары указанные обстоятельства в полной мере не исследовались, в связи с чем было нарушено право Шорина М.И. на объективное, полное и всестороннее рассмотрение дела.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № 2 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 октября 2010 года подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм действующего административного законодательства в связи с недоказанностью вины правонарушителя. Соответственно, производство по делу в отношении Шорина М.И. ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Калининского района г. Чебоксары от 13 октября 2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Шорина М.И. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Шорина М.И. прекратить.
Судья Е.Д. Смирнова
<данные изъяты>