№ 12-143-2011
РЕШЕНИЕ
по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
17 июня 2011 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Арсланова Е.А., рассмотрев жалобу Муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» Муниципального образования г. Чебоксары на определение административной комиссии при Администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении в отношении Кокаревой З.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 30 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за №,
УСТАНОВИЛ:
Работниками Муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» Муниципального образования г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ был выявлен факт безбилетного проезда Кокаревой З.Г.
ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЧТУ» материалы проверки по данному факту были направлены в административную комиссию Калининского района г. Чебоксары для возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Кокаревой З.Г. по ст. 30 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ административной комиссией при администрации Калининского района г. Чебоксары было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 30 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с истечением сроков составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с данным отказом МУП «ЧТУ» обратилось в суд с жалобой на отказ в возбуждении дела об административном правонарушении. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении при наличии доказательств, свидетельствующих о совершении правонарушения, административной комиссией было отказано в возбуждении дела в отношении Кокаревой З.Г. со ссылкой на пропуск срока для составления протокола. Представитель МУП «ЧТУ» просил суд отменить определение административной комиссии при администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ и направить дело на новое рассмотрение.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель МУП «ЧТУ» Ненастьев А.В. не явился. Он представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и уточнение к жалобе, в которой по ранее изложенным доводам поддержал требование об отмене определения административной комиссии при администрации Калининского района г. Чебоксары об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кокаревой З.Г.
В судебном заседании представитель органа, принявшего решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении администрации Калининского района г. Чебоксары Евдокимова Т.В. с доводами жалобы не согласилась. Она указала на то, что в соответствии с Положением об административных комиссиях, они не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, а вправе рассматривать данные протоколы и принимать по ним решения. Протокол же об административном правонарушении составляется должностным лицом органа местного самоуправления, являющимся членом административной комиссии. При таких обстоятельствах, материал проверки и заявление было неправомерно адресовано в административную комиссию, вместо администрации Калининского района г. Чебоксары для передачи уполномоченному должностному лицу для составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, учитывая двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, соответствующий материал для составления протокола должен быть предоставлен в орган, уполномоченный законом для составления протокола, в разумные сроки, предусматривающие возможность извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о дате, времени и месте составления протокола и о рассмотрении дела об административном правонарушении. В данном случае, МУП «ЧТУ» данные сроки соблюдены не были. Она просила суд отказать в удовлетворении жалобы МУП «ЧТУ».
Исследовав представленные суду материалы и определение административной комиссии при Администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении в отношении Кокаревой З.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 30 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за №, выслушав представителя органа, обязанного составлять протокол об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Работниками Муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» Муниципального образования г. Чебоксары- столица Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ был выявлен факт безбилетного проезда Кокаревой З.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на троллейбусе №, следовавшего с остановки «Заводоуправление - Промтрактор» до пл. Привокзальной.
Данный факт был доведен до органов милиции, которыми был собран материал проверки <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и направлен директору МУП «ЧТУ» ДД.ММ.ГГГГ. Директором МУП «ЧТУ» ДД.ММ.ГГГГ письмо за № и материал проверки по факту правонарушения был адресован в административную комиссию <адрес> для возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Кокаревой З.Г. по ст. 30 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ административной комиссией при администрации Калининского района г. Чебоксары было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 30 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года №22 в связи с истечением сроков составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с данным отказом, МУП «ЧТУ» обратилось в суд с жалобой на отказ в возбуждении дела об административном правонарушении.
Законом Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за № 22 от 23 июля 2003 года предусмотрена административная ответственность за безбилетный проезд граждан в автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения и в городском наземном электрическом транспорте ( ст. 30 данного Закона).
В соответствии с п.п. «г» ч. 1 ст. 33 данного Закона протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 30 Закона вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления, являющиеся членами административных комиссий. Рассматривают протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 30 Закона, согласно ч. 2 ст. 34 Закона Административные комиссии. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельным довод представителя администрации Калининского района г. Чебоксары о том, что материалы проверки по факту безбилетного проезда были направлены не по адресу. В любом случае должностное лицо, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении, является членом административной комиссии.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2, 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной в городе административной комиссии обжалуется в районный суд по месту нахождения соответствующей комиссии. В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. То есть в соответствии с ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Рассматривая поданную МУП «ЧТУ» жалобу, суд не может согласиться с доводом данной жалобы в части определения срока, с которого следует считать срок составления протокола об административном правонарушении.
Таким сроком не может, по мнению суда, являться дата получения административной комиссией материала по факту выявленного правонарушения, такой датой является только дата самого правонарушения, она же - дата его выявления в данном случае – это ДД.ММ.ГГГГ – день обнаружения безбилетного проезда Кокаревой З.Г.
Согласно ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Однако, по мнению суда, вывод административной комиссии администрации Калининского района г. Чебоксары о том, что истечение данного срока – это основание для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, является неправомерным.
Так, пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст.ст. 28.5, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности лишь при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Несоблюдение сроков составления протокола об административном правонарушении не является основанием для отмены оспариваемого постановления, т.к. данное нарушение не носит существенный характер, и позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушение данных сроков не носит существенного характера, не препятствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ срок составления протокола не является пресекательным, то и пропуск этого срока не может служить основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, правомерным будет отказ в возбуждении дела об административном правонарушении только в случае нарушения сроков давности привлечения к административной ответственности, в данном случае двухмесячного срока.
При таких обстоятельствах решение административной комиссии администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ в отношении материалов проверки по факту безбилетного проезда Кокаревой З.Г. нельзя признать законным и обоснованным.
В то же время суд считает необходимым указать на то, что сроки составления протокола должны быть разумными, в любом случае они должны обеспечивать соблюдение установленных КоАП РФ прав привлекаемых к административной ответственности лиц. Так, в соответствии с требованиями КоАП РФ обязательным является уведомление привлекаемых к административной ответственности лиц о дате, времени и месте составления протокола и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом и ( или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на эти постановления, их рассмотрение и разрешение осуществляется в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30. 7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В ст. 24.5 КоАП РФ приводится перечень случаев, когда производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. При таких обстоятельствах суд считает, что поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, совершенное ДД.ММ.ГГГГ, истек ДД.ММ.ГГГГ, вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении не может быть решен, а направление материалов на новое рассмотрение административной комиссии лишено законных оснований.
Руководствуясь ст. ст. 30. 6, 30. 7, 30. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» Муниципального образования г. Чебоксары на определение административной комиссии при Администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении в отношении Кокаревой З.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 30 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за № 22 удовлетворить, отменить указанное определение в связи с его необоснованностью.
Решение по результатам рассмотрения жалобы на отказ в возбуждении дела об административном правонарушении вступает в силу со дня его вынесения.
Судья Е.А. Арсланова