Дело № 12-121-2011
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
27 июня 2011 года г.Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Арсланова Е.А.,
рассмотрев жалобу Бирюкова О.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики, проживающего по адресу: <адрес>, гражданина РФ, <адрес> <адрес>,
на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.32 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты>
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № глава <данные изъяты> Бирюков О.Б. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с данным постановлением администрация Калининского района г.Чебоксары, зная, что объекты мелкорозничной торговли (типа «Тонар») на территории города Чебоксары предоставляются исключительно на конкурсной основе, согласовала индивидуальному предпринимателю <данные изъяты> установку киосков, <данные изъяты> установил киоски. Таким образом, действия администрации, выразившиеся в предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту места для установки киосков типа «Тонар» без проведения конкурса, и действия <данные изъяты> выразившиеся в их установке по адресам: <адрес> около <адрес>, являются согласованными. Данные действия привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок осуществления мелкорозничной торговли, что является нарушением части 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».
Не согласившись с данным постановлением, <адрес> Бирюков О.Б. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, как незаконное. Он указал, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Калининского района г.Чебоксары обратился индивидуальный предприниматель <данные изъяты> с просьбой разрешить установку киоска для торговли продуктами питания в пяти пунктах на территории района. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 02-<данные изъяты> администрация Калининского района г.Чебоксары, не имея полномочий на предоставление мест для торговли, согласовала лишь возможность установки киосков типа «Тонар», исходя из потребностей населения района. Администрацией Калининского района г.Чебоксары талоны на место торговли <данные изъяты> указанным адресам не выдавались. После этого <данные изъяты> самостоятельно, без каких-либо оснований и согласований с администрацией Калининского района г. Чебоксары были установлены киоски типа «Тонар» по адресам: <адрес> около <адрес> около <адрес>. Противоправные действия по установке киосков были предприняты <данные изъяты>. без ведома администрации Калининского района г.Чебоксары, без проведения конкурса на право размещения объектов мелкорозничной развозной торговли (типа «Тонар»). Поскольку <данные изъяты> неоднократно участвовал в проведении подобных конкурсов, ему было достоверно известно о необходимости его проведения. Апеллятор считает, что он не может нести ответственность за противоправные самостоятельные действия предпринимателя по установке киосков без соблюдения установленного законом порядка. В настоящее время администрацией Калининского района проводится работа по устранению всех торговых точек, организованных без соответствующих разрешений и проведения конкурса.
В судебном заседании заявитель Бирюков О.Б. поддержал доводы своей жалобы по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что порядок согласования с администрацией района точек, где будут установлены торговые киоски, не предусмотрен каким-либо нормативным документом, но это - обычай делового оборота, поскольку именно администрация района отвечает за благополучие потребителей на своей территории. Он не мог разрешить установку киосков, поскольку просто не имел соответствующих полномочий. Письмом, которое расценено, как согласование на установку киосков, администрация района выразила лишь свое согласие с тем, что население района действительно нуждается в установке в данных точках киосков для продажи фруктов и овощей. С этой целью администрация района обратилась к администрации г. Чебоксары с письмом о включении указанных точек в перечень мест для размещения объектов мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, поскольку ранее запрашиваемые места не были выставлены для проведения конкурса.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии Алексеева А.В. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО4 в суде пояснил, что ранее он участвовал в конкурсе для организации торговых мест на территории Калининского района. О необходимости проведения конкурса он знал. После обращения в администрацию г. Чебоксары и администрацию Калининского района с соответствующими заявлениями он самостоятельно, не дожидаясь ответа соответствующих инстанций, установил киоски. Когда его привлекли за это к ответственности, он сразу убрал установленные киоски. Он организовал торговые точки, не дожидаясь соответствующих разрешений потому, что получение такого разрешения, проведение конкурсов длится неоправданно долго, не месяц и не два, а продукцию нужно реализовывать. Получение денег от продажи выгодно и для него и для города, однако, из-за бюрократических проволочек он не может торговать, а люди лишены возможности покупать свежую продукцию в удобном для них месте.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении, свидетеля, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Часть 3 ст. 14.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Положениями статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между органами местного самоуправления, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился с заявлением в администрацию Калининского района г.Чебоксары о размещении киосков типа «Тонар».
Согласно Положению о проведении конкурса на право размещения объектов мелкорозничной развозной торговли (типа «Тонар») на территории <адрес>, утвержденному Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, основным принципом организации и проведения конкурса является создание равных условий для всех участников конкурса и гласность его проведения. На конкурс выставляются места, определенные данным Положением (в разделе 5). Организатором конкурса являлся отдел организации торговли и потребительского рынка администрации города Чебоксары.
В соответствии с установленным порядком проведения конкурса вначале конкурсные материалы предоставляются в отдел организации торговли и потребительского рынка администрации <адрес> по адресу: <адрес>, каб. 105., о чем претенденту выдается расписка в получении конкурсных материалов. Затем в указанный в объявлении день и час комиссия по проведению конкурса рассматривает конкурсные материалы участников. По результатам рассмотрения конкурсных материалов комиссия принимает решение о победителях. Разрешение на право размещения объекта мелкорозничной развозной торговли (типа «Тонар») выдается сроком на 1 год, а победители конкурса получают талон на место торговли в районных администрациях города Чебоксары.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы администрации Калининского района г.Чебоксары Бирюкова О.Б., адресованном ФИО4, изложено, что администрация Калининского района, рассмотрев его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, согласовывает установку торговых киосков типа «Тонар» для реализации продовольственных товаров в промышленной упаковке по адресам:
- <адрес>, около <адрес>;
- <адрес>, около <адрес>,
для реализации плодоовощной продукции по адресам:
- <адрес>, между домами № и №,
- <адрес>, около <адрес>,
- <адрес>, около <адрес>, при выполнении следующих условий:
1. соблюдение Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №;
2. соблюдение Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №;
3. выполнение требований п. 4 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли (типа «Тонар») на территории города Чебоксары».
При этом в администрацию г.Чебоксары направлено письмо о внесении дополнения в пункт 5 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли (типа «Тонар») на территории города Чебоксары», согласно обращению ФИО4
Вынося постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности главы администрации Калининского района Бирюкова О.Б., Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о привлечении Бирюкова О.Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.32 КоАП РФ указало, что администрация Калининского района г.Чебоксары согласовала индивидуальному предпринимателю ФИО4 установку киосков, а ФИО4 установил киоски. Эти действия администрации, выразившиеся в предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту места для установки киосков типа «Тонар» без проведения конкурса, и действия ФИО4, выразившиеся в их установке по адресам: <адрес> около <адрес>, являются согласованными и привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок осуществления мелкорозничной торговли, что является нарушением части 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».
ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской республике - Чувашии вынесло решение, которым администрация Калининского района г. Чебоксары признана нарушившей п. 4 ст. 16 ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Администрацией Калининского района г. Чебоксары данное решение было обжаловано в Арбитражный суд Чувашской республики. Мотивированным решением от ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд Чувашской Республики отказал администрации Калининского района г. Чебоксары в удовлетворении заявления о признании недействительным данного решения. При этом Арбитражный суд указал, что, поскольку в письме администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО4, не указано на необходимость соблюдения требований об участии в конкурсе, данное письмо нельзя расценивать как только лишь предварительное согласование. Суд признал, что администрацией Калининского района г. Чебоксары без проведения в установленном порядке конкурса фактически дано согласие на размещение киосков типа «Тонар» ИП ФИО4, который установил киоски по <адрес>, около <адрес>, и по <адрес>, около <адрес>. Суд пришел к выводу о том, что данные действия привели к ограничению доступа на рынок осуществления мелкооптовой торговли иных хозяйствующих субъектов и нарушению ФЗ «О защите конкуренции».
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение также в суде при рассмотрении данной жалобы.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Оценивая в совокупности указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии правильно квалифицировало вышеуказанные действия должностного лица <данные изъяты> г. Чебоксары Бирюкова О.Б., как приведшие к ограничению доступа на рынок осуществления мелкооптовой торговли иных хозяйствующих субъектов и нарушению ФЗ «О защите конкуренции».
Так, указанным выше порядком, установленным Положением о проведении конкурса на право размещения объектов мелкорозничной развозной торговли ( типа «Тонар») не предусмотрено предварительное согласование размещения киосков перед участием в конкурсе. Согласовывая размещение киосков по адресам, запрашиваемым ИП ФИО4, должностное лицо администрации, ограничило доступ на рынок осуществления мелкооптовой торговли иных хозяйствующих субъектов.
Более того, по данному факту имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт согласованных действий администрации Калининского района г. Чебоксары и ИП ФИО4, приведших к нарушению ФЗ « О защите конкуренции».
При вышеприведенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление о привлечении Бирюкова О.Б. к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.32 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 30. 7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Таких оснований в данном случае не имеется. При рассмотрении дела должностным лицом нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Бирюкова О.Б. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.32 частью 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики Бирюкова О.Б. привлечении его к ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей оставить без удовлетворения, постановление- без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А.Арсланова