Дело № 12-64-2012
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
21 марта 2012 года г.Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Алексеев Д.В., рассмотрев жалобу директора МБУ № Павлова А.Л., № года рождения, уроженца № зарегистрированного по адресу: №
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением № от 11 января 2012 года государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД Управления МВД РФ по г.Чебоксары директор МБУ № Павлов А.Л. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере № рублей.
Из постановления следует, что Павлов А.Л., являясь директором МБУ №, нарушил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно пунктов 3.1.6, 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93: №. ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что он не произвел снегоочистку проезжей части дороги возле дома <адрес> в установленные вышеуказанным ГОСТом сроки, допустил образование снежных валов вдоль проезжей части, суживающих дорогу.
В поданной жалобе Павлов А.Л. просит отменить постановление, указывая, что зимнее содержание городских дорог г.Чебоксары осуществляется согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также «Регламента зимнего содержания площадей, магистралей, улиц, проездов и тротуаров г.Чебоксары», утвержденного заместителем главы администрации г.Чебоксары и согласованного с УГИБДД МВД по ЧР ДД.ММ.ГГГГ. После окончания снегопада ДД.ММ.ГГГГ проезжая часть городских дорог, в том числе и <адрес>, была очищена от снега в течение пяти часов, снег был сформирован в снежные валы в лотковой части (согласно пунктам 3.1.6, 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93) для дальнейшего вывоза снега в специально отведенные места. Согласно п.5 регламента, вывоз снежных валов из лотковой части должен осуществляться в течение семи дней после окончания снегопада. Таким образом, нарушения пунктов 3.1.6, 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 не допущено, состав правонарушения отсутствует.
В судебном заседании защитник Павлова А.Л, Михайлов В.В. действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между МБУ № и ОАО № заключался муниципальный контракт, предметом которого являлось исполнение ОАО № обязательств по текущему содержанию городских дорог; МБУ № осуществляло контроль и технический надзор в соответствии с условиями контракта.
Помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Иванов А.Г. просил отказать в удовлетворении жалобы за необоснованностью.
Государственный инспектор дорожного надзора Антонов Ю.П. в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил отказать в удовлетворении жалобы, указав, что участок дороги напротив дома <адрес> имеет две проезжей части и разделительную полосу, отделенную от проезжих частей бордюрными камнями. Ширина проезжей части (расстояние между противоположными бордюрными камнями) при движении от <адрес> в направлении <адрес> составляет 7,5 метров. Конструктивные элементы и сооружения дорожного водоотвода на данном участке дороги расположены только с одной - с правой по ходу движения стороны проезжих частей, со стороны разделительной полосы отсутствуют. В ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт сужения проезжей части дороги напротив дома <адрес> на 1,2 м. и 0,6 м. в результате формирования снежных валов, имеющих длину всей проезжей части. Таким образом, уборка снега с проезжей части была произведена не полностью, то есть при наличии разделительной полосы снежные валы были сформированы на проезжей части, тем самым нарушены требования пунктов 3.1.6, 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93. Затем снежные валы были уплотнены проезжающим транспортными средствами, из-за чего образовался снежный накат, который не убран с проезжей части.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статья 12.34 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утвержденных совместно с Правилами дорожного движения Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1090), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурора Калининского района г.Чебоксары о возбуждении дела об административном правонарушении изложено, что, согласно схеме дорожно-транспортного происшествия, случившегося ДД.ММ.ГГГГ около № в районе дома <адрес>, проезжая часть дороги была заснежена и заужена до 5,8 м. при нормативе 7,5 м. При проведении проверки выявлены недостатки в содержании дороги: вдоль проезжей части сформированы снежные валы шириной 1,2 с левой стороны и 0,6 м. с правой. Согласно справке государственного инспектора дорожного надзора, автомобильная дорога по <адрес> относится к магистральным улицам общегородского значения регулируемого движения, к категории «Б». Нормативный срок для завершения работ по очистке проезжей части дорог категории «Б» от снега, согласно п.3.1.7 ГОСТ Р 50597-93, установлен в 5 часов. По сведениям ГУ № и интернет-сайта № ДД.ММ.ГГГГ в г.Чебоксары с № наблюдалась метель, сменившаяся снегом, в период с № метель прекратилась, а № количество выпавших осадков в виде слабого снега составило №
Со ссылкой на данные обстоятельства, а также положения Устава МБУ «№ и муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, произведен вывод о том, что МБУ № содержание участка указанного муниципальной дороги должным образом не организовано, опасные участки для движения транспортных средств не ликвидированы, Павлов А.Л., являясь директором учреждения, не обеспечил осуществление надлежащего контроля за деятельностью муниципального подрядчика ОАО №
По ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (статья 12).
С учетом указанных норм субъектом ответственности по статье 12.34 КоАП РФ может быть как должностное лицо, ответственное за состояние дорог, так и юридическое лицо независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять реконструкцию, строительство, ремонт и содержание дорог.
В соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, подрядчик ОАО № принял на себя обязательства по текущему содержанию городских дорог, в том числе по обеспечению качественного выполнения порученных работ в соответствии с действующим законодательством, правилами и нормами.
Заказчик - МБУ № обязался осуществлять контроль и технический надзор в соответствии с условиями контракта и требованиями нормативных документов.
Городские дороги находятся в ведении данного учреждения.
Таким образом, руководитель МБУ № обязан, применительно к рассматриваемому составу правонарушения, исполнять публично-правовые обязанности как должностное лицо и нести ответственность в случае их неисполнения.
Суд исходит также из того, что при рассмотрении данного дела проверяется законность привлечения Павлова А.Л. к административной ответственности, без установления причинной связи между вышеуказанной дорожной ситуацией и действиями либо бездействием других лиц.
Государственным стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №221, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог и улиц группы «Б» городов и других населенных пунктов составляют 5 часов с момента обнаружения скользкости до ее полной ликвидации, и с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
В соответствии с пунктами 3.1.7, 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93, снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
Формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
- на тротуарах.
Вышеуказанным ГОСТ не установлены сроки для уборки самих снежных валов.
В соответствии с регламентом зимнего содержания площадей, магистралей, улиц, проездов и тротуаров г.Чебоксары, утвержденным первым заместителем главы администрации г.Чебоксары по вопросам ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ (согласованным с начальником Управления ГИБДД МВД по ЧР и начальником МУП «Управление ЖКХ и благоустройства»), ширина снежных валов в лотках улиц не должна превышать 1,5 метра, при этом снежный вал формируется на расстоянии 0,5 м. от бортового камня для пропуска талых вод; норматив времени для вывоза валов снега после окончания снегопада установлен от 7 до 14 дней.
Из обстоятельств дела усматривается, что очистка дороги в районе дома <адрес> от снега ДД.ММ.ГГГГ была произведена. Срок вывоза снежных валов к ДД.ММ.ГГГГ не был нарушен.
Должностным лицом, вынесшим постановление в отношении Павлова А.Л., фактически отождествляется в данном случае уборка снега с проезжей части и уборка сформированных снежных валов, что является неправомерным.
Ширина снежных валов не превышала установленных нормативов. Из постановления прокурора и письменного отзыва государственного инспектора дорожного надзора следует, что общая ширина валов составила 1,8 м. (1,2 м.+ 0,6 м.), соответственно произошло и сужение проезжей части. Между тем вышеуказанным регламентом фактически допускается сужение проезжей части до 2 метров (1,5 м + 0,5 м.)
Указание на общую ширину проезжей части в районе дома <адрес> не может быть принято судом во внимание, поскольку ГОСТ Р 50597-93 и регламент не устанавливают ограничений на формирование снежных валов в зависимости от ширины проезжей части дороги.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Павлова А.Л. отсутствовал состав правонарушения, предусмотренного ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь частью 1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление № от 11 января 2012 года государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД Управления МВД РФ по г.Чебоксары по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МБУ № Павлова А.Л. отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.В.Алексеев