Решение по жалобе на постановление по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ



Дело № 12-119/2012    

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

26 апреля 2012 года         г.Чебоксары

Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Алексеев Д.В., рассмотрев жалобу

Фроловой М.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, гражданки Российской Федерации,

на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике в Калининском районе г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Фролова М.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением ей наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Из постановления следует, что Фролова М.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала по недействительному паспорту, поскольку паспорт не меняла в связи с изменением фамилии с Чеботаревой на Фролову, чем нарушила требования Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года №828.

В поданной жалобе Фролова М.Е. просит об отмене вышеуказанного постановления по тем основаниям, что она не могла знать об обязанности замены паспорта в связи с изменением фамилии, а отдел УФМС по Чувашской Республике в Калининском районе г.Чебоксары ее об этом не оповещал, в самом паспорте таких разъяснений не имелось.

Заявляет также о процессуальных нарушениях: протокол составлен на Фролову М.Е.; в протокол внесены заведомо ложные сведения, касающиеся установления личности; нарушен срок составления протокола, поскольку она обратилась в отдел УФМС не 20, а ДД.ММ.ГГГГ; протокол составлен в служебном помещении, тогда как его составление возможно лишь по месту жительства или пребывания гражданина.

В судебном заседании Фролова М.Е. доводы жалобы поддержала. Пояснила, что, согласно проекту административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему и выдаче документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, орган ЗАГС обязан сообщать о государственной регистрации перемены имени в ОВД по месту жительства заявителя в семидневный срок. Полагает, что данная обязанность подразумевает и обязанность органа ЗАГС направлять соответствующее сообщение в отдел УФМС.

Заявила также, что является инвалидом третьей группы с детства бессрочно, получает доход лишь в виде пенсии, уплата штрафа для нее является затруднительной.

Представитель УФМС по Чувашской Республике Иванова Л.А. просила в удовлетворении жалобы отказать за необоснованностью, указав, что Фролова М.Е. не обменяла паспорт в установленный законом срок – в течение 30 дней после расторжения брака с гражданином Ч, ДД.ММ.ГГГГ, то есть проживала по недействительному паспорту. Обратилась за обменом паспорта лишь ДД.ММ.ГГГГ. Положение о паспорте гражданина РФ, регламентирующее вопросы обмена паспорта, опубликовано в установленном порядке для всеобщего обозрения, в связи с чем предполагается, что гражданам должны быть известны его требования.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Статья 19.15 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

По ст.10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Согласно пунктам 12, 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 828) замена паспорта производится, среди прочего, при изменении гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества. Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления указанного обстоятельства.

Из свидетельства о расторжении брака I-РЛ №568498, выданного отделом ЗАГС администрации г.Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что после расторжения брака Чеботаревой М.Е. присвоена фамилия Фролова

В протоколе об административном правонарушении, составленном старшим инспектором отдела УФМС по ЧР в Калининском районе г.Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ изложено, что правонарушение, совершенное Фроловой М.Е. выявлено в отделе ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 10 мин.

Суд приходит к выводу, что, не обратившись своевременно с заявлением о замене паспорта, Фролова М.Е. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.19.15 ч.1 КоАП РФ.

Паспорт, имеющий недостоверные записи, следует считать недействительным.

Доводы Фроловой М.Е. о неизвещении ее об исполнении указанной обязанности не могут быть приняты судом во внимание, исходя из существующей в праве презумпции знания закона, означающей, что незнание законодательства не освобождает от ответственности за совершенное правонарушение.

По делу не допущено и процессуальных нарушений: протокол составлен при обнаружении правонарушении, в присутствии Фроловой М.Е., она давала пояснения по факту правонарушения, указав, что не согласна с протоколом, в связи с чем в тот же день начальником отдела УФМС по Чувашской Республике в Калининском районе г.Чебоксары вынесено постановление о признании Фроловой М.Е. виновной в правонарушении и назначении ей наказания.

Положения главы 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержат требования о возбуждении дела об административном правонарушении (составления протокола об административном правонарушении) именно по месту жительства или пребывания лица, совершившего правонарушение. Согласно части 1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, среди прочего, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Доводы заявителя жалобы о внесении неправильных сведений в протокол об административном правонарушении являются необоснованными. В протоколе правомерно изложено, что правонарушение совершено Фроловой М.Е., каковой она являлась согласно свидетельству о расторжении брака, и соответственно приведены данные предыдущего паспорта.

При вышеприведенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление о привлечении Фроловой М.Е. к ответственности по ст.19.15 ч.1 КоАП РФ является обоснованным. Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, при производстве по делу не допущено.

Одновременно суд полагает возможным освободить Фролову М.Е. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Учитывая данные об инвалидности Фроловой М.Е., суд находит, что поведение Фроловой М.Е. не указывает на ее пренебрежительное отношение к своим гражданским обязанностям. Данных о прежних случаях ее противоправного поведения в деле не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике в Калининском районе г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.15 частью 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Фроловой М.Е. отменить.

Фроловой М.Е. объявить замечание за правонарушение, предусмотренное частью 1 ст.19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.В.Алексеев