2-3817/2010 по иску Осинцева М. А. к Адм. ГО г. Уфа о приз пр соб. на з/у не вст. в силу



дело № 2-3817/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 сентября 2010 г. г. Уфа

Калининский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе:

судьи Фаршатовой И.И. единолично,

при секретаре Ибрагимовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осинцева М. А. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Осинцев М.А. обратился в суд с указанным иском мотивируя его тем, что он является собственником домовладения, расположенного по адресу: г. .... Осинцев М. А. обратился в МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. ... в собственность. Истцу было отказано на том основании, что указанный земельный участок расположен в границах красных линий.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Котова Л.А. исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Представитель Администрации ГО г. Уфа не явился.

Учитывая мнение представителя истца, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение представителя истца, обсудив ее доводы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

На основании ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, указанные в указанной статье, совместно обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления указанного заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности либо об отказе в предоставлении.

На основании п. 15 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.

В соответствии с требованиями части второй п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В данном случае федерального закона, предоставляющего возможность приватизировать земельный участок, ограниченный в обороте, не имеется.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в их приватизации.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1,2 ч. 1 решения Совета городского округа г. Уфа РБ № 15/7 от 23.04.2009 г. «О внесении изменений в решение совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 февраля 2008 года № 33/9 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" оформление прав на земельные участки, ранее предоставленные на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, занятые объектами недвижимости, находящимися на праве собственности юридических и физических лиц, используемые без изменения фактического целевого назначения, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ РФ « О приватизации государственного и муниципального имущества» покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона. Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается приватизация земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В Федеральном Законе от 25 октября 2001 года N137-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ" указано, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Из определения Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N 4-В08-11 следует следующее: «у суда не было оснований считать спорные земельные участки, зарезервированными в установленном законом порядке, так как решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области исключало резервирование земельных участков с объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности, а истцы на протяжении длительного времени владеют на праве долевой собственности строениями (жилыми домами) на <...> и их право бессрочного пользования земельными участками, на которых расположены данные объекты недвижимости, не оспаривается; суд первой инстанции в обоснование своего вывода о невозможности передачи гражданам в собственность земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, не привел нормы материального права, исключающие передачу в собственность земельных участков, находящихся на праве бессрочного пользования у граждан; при рассмотрении дела суду необходимо исходить из положений п. 1 ст. 36 ЗК РФ об исключительном праве граждан - собственников зданий, строений, сооружений, на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, федеральными законами, а также п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", предусматривающей возможность регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ".

Судом установлено, что Осинцев М.А. является собственником домовладения, расположенного по адресу: г. .... Документы о предоставлении земельного участка не сохранились. Однако в материалах дела имеется архивная выписка из протокола Номер обезличен заседания исполнительного комитета Сталинского районного Совета депутатов, трудящихся г. Черниковска БАССР от Дата обезличена г., в которой указано, что владельцем приусадебного земельного участка по ... является ФИО7

Осинцев М.А. обратился в МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. ... в собственность. Истцу было отказано на том основании, что указанный земельный участок расположен в границах красных линий.

Представители администрации города и МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа не представили доказательств резервирования для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом истицы, а именно - генеральный план, утвержденный соответствующим государственным органом, из которого следовало бы, что спорный земельный участок находится на подлежащей застройке территории и (или) необходим для государственных и общественных нужд.

Ответчиком также не представлено и приложение к решению Совета городского округа г. Уфа РБ Номер обезличен от Дата обезличена г. «О внесении изменений в решение совета городского округа город Уфа РБ от Дата обезличена года Номер обезличен "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа РБ", в котором указан кадастровый номер зарезервированного земельного участка, на котором находится дом истицы.

Государственные и муниципальные органы иск к Осинцеву М.А. об изъятии земельного участка, о сносе строений не предъявляли, его право владения и пользования землей в суде не оспаривали. Право владения и пользования земельным участком перешло к истцу в 1947 г. вместе с приобретенным домовладением, т.е. уже тогда истец приобрел все права на земельный участок.

С учетом изложенного истец, являясь собственником жилого дома в г. ..., обладает исключительным правом приватизации земельного участка, на котором находится домовладение, и которым он владеет и пользуется.

При таком положении суд считает необходимым иск Осинцева М. А. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Осинцева М. А. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок удовлетворить,

признать незаконным и необоснованным решение муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа г. Уфа об отказе Осинцеву М. А. в приобретении права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. ...

Признать за Осинцевым М. А. право собственности на земельный участок размеров 1109 кв.м. кадастровым номером 02:55:020414:0, расположенный по адресу: г. ....

Взыскать с МУ «Земельное агентство» городского округа г. Уфа возврат госпошлины в пользу Осинцева М. А. 200 (двести) рублей.

Данное решение является основанием для регистрации за Осинцевым М. А. права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. ..., кадастровый Номер обезличен Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по РБ.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в Верховный суд РБ течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Судья И.И. Фаршатова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200