Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2010 года г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В.,
при секретаре Мударисовой Е.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Н.М. к Адм ГО , МУП о признании права проживания и пользования жилым помещением, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Никитина Н.М. обратилась в суд с иском о признании за ней права проживания и пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: г. Уфа, .... В обоснование заявленных требований указано, что проживает по адресу: г. Уфа, .... Дата обезличена года истцом с ОАО "У" заключен договор найма жилого помещения Номер обезличен Указанный дом передан в ведение и на баланс ГО город Уфа. На указанную комнату на её имя открыт отдельный лицевой счет, истец зарегистрирована и постоянно проживает в указанной комнате. Никитина Н.М. хотела приватизировать указанную комнату. Для оформления приватизации комнаты необходимо наличие договора социального найма жилого помещения, заключенного с истцом. Истец обратилась в адрес ответчика с просьбой заключить с ней договор социального найма жилого помещения на вышеуказанную комнату, с целю приватизировать комнату в общем порядке, в заключении договора ей было отказано. Просит признать право проживания и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Уфа, ... признать право собственности на данное жилое помещение.
Истец Никитина Н.М., извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась.
В ходе судебного заседания представитель истца по доверенности Садыков М.Р. настаивал на удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в иске, при этом пояснил, что ранее истец в приватизации жилья не участвовала, этим правом не воспользовалась.
Ответчик по делу - Адм ГО, будучи надлежащим образом, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представитель в суд не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Ответчик по делу - МУП будучи надлежащим образом, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представитель в суд не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки.
С учетом мнения представителя истца, полагавшего о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
П. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Согласно абзаца 1 статьи 9 Закона Российской Федерации “Об основах Федеральной жилищной политики”, от 24 декабря 1992 года, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В соответствии с материалами дела по адресу: г. Уфа, ... зарегистрирована Никитиной Н.М..
Как видно из материалов дела Никитина Н.М. зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Уфа, ... с Дата обезличена по настоящее время. Поскольку Никитина Н.М. проживает по указанному адресу, ответчиком не оспаривается законность приобретения истцом права пользования и законность проживания в спорном жилом помещении, своевременно оплачивают коммунальные услуги, суд полагает, что Никитина Н.М. приобрела право пользования указанным выше жилым помещением.
В феврале 1993 года Председатель Коллегии Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом, принял решение, которым утвердил приватизацию "У".
Согласно Плану приватизации "У" в состав имущества, подлежащего акционированию, в состав "У" вошло общежитие, расположенное по адресу: город Уфа, ....
В феврале 1993 года состоялось решение Коллегии государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом о преобразовании "У" в акционерное общество открытого типа.
Дата обезличена, ответчик, после получения свидетельства о государственной регистрации права Номер обезличен становится собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, ....
Из содержания указанного свидетельства следует, что основанием для возникновения права собственности послужили: План приватизации "У", утвержденный Решением Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом б/н от Дата обезличена.
Постановлением Главы Администрации ГО г. Уфы от Дата обезличена общежитие ОАО "У" расположенное по адресу: г. Уфа, ... с инженерными сетями и коммуникациями со встроено-пристроенными нежилыми помещениями принято в муниципальную собственность ГО г. Уфа РБ.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что дом Номер обезличен по ... города Уфы Республики Башкортостан вошел в уставной капитал ОАО "У" которое ранее, до его приватизации, находилось в ведении государства.
Анализ вышеизложенного позволяет суду сделать следующий вывод: дом Номер обезличен по улице ... города Уфы Республики Башкортостан вошел в уставной капитал ОАО "У" в нарушение пункта 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и статье 9 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”.
В пользу этого вывода суда говорит то обстоятельство, что обязанность ответчика в силу названных выше норм права, по передаче жилищного фонда предприятий, принадлежавших государству, в ведение государственных или муниципальных органов носит безусловный характер.
Принимая во внимание, что спорное жилое помещение, предоставленное истцу в нарушение действовавшего законодательства вошло в уставной капитал акционерного общества открытого типа. Это нарушает жилищные права истца по приватизации спорного жилого помещения.
В настоящее время жилое помещение, комната Номер обезличен дома Номер обезличен по ... города Уфы Республики Башкортостан, является изолированным и оборудованным отдельным санузлом. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиками по делу и подтверждается техническим паспортом спорного жилого помещения, истец не участвовал в приватизации, что подтверждается справками ГУП ЦУИОН.
По изложенным мотивам суд считает требования иска обоснованными и основанными на нормах действующего законодательства и подлежащими удовлетворению.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Никитиной Н.М. удовлетворить.
Признать за Никитиной Н.М. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Уфа, ....
Признать за Никитиной Н.М. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, ....
Данное решение является основанием для регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ права собственности за Никитиной Н.М. на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, ....
Решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, ... за ОАО "У"
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья: Бикчурина О.В.