РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 г. Дело №2-4028/10 г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, в составе председательствующего судьи Мустафиной Д.И.,
при секретаре Селиванец Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаликова ФИО8 к Администрации Городского округа город Уфа об обязании Администрацию городского округа г. Уфа подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:040573:15, расположенного по адресу: г. Уфа, г. ФИО9, и направлении его в месячный срок Чаликову ФИО10
УСТАНОВИЛ:
Чаликов ФИО11 обратился в Калининский районный суд г. Уфы с требованием обязать Администрацию городского округа город Уфа подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 02:55:040573:15, расположенного по адресу: <адрес>, д. Елкибаево, <адрес>, и направить его в месячный срок ему, Чаликову ФИО13, по следующим основаниям.
26 октября 2006 г. между Разбежкиной ФИО15 (Продавец) и Чаликовым ФИО16 (Покупатель) был заключен Договор купли-продажи незавершенного строительством объекта, находящегося по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ФИО14
Право собственности на указанный незавершенный строительством объект подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 04АА № 752540.
Соблюдая установленный законом досудебный порядок урегулирования спора, 10 июня 2010 г. истец обратился с письмом в Администрацию городского округ г. Уфа РБ о предоставлении земельного участка, на котором расположен незавершенный строительством объект, в собственность посредством выкупа.
29 июня 2010 г. в Письме № 18489 Муниципальное учреждение «Земельное агентство» городского округа г. Уфа РБ сообщило, что поскольку Чаликовым О.П. не предоставлен правоудостоверяющий документ на жилой дом, решить положительно просьбу истца о приобретении в собственность земельного участка не представляется возможным.
Часть 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 1.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1.2. Федерального закона от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ также регламентируется, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как видно из анализа вышеприведенных норм права, Администрация ГО г. Уфа, получив заявление Чаликова О.П., должна была подготовить письмо с приложением проекта договора купли-продажи земельного участка.
Однако, муниципальным органом вышеприведенные действия не произведены, на обращение истца ответчик сослался на отсутствие среди приложенных документов не предусмотренного законом документа. Истцом к заявлению приобщалось свидетельство о государственной регистрации права на незавершенный строительством объект и требовать другого свидетельства МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа не имело право. Данным отказом нарушаются право истца на приватизацию земельного участка, на котором расположен возведенный мной объект строительства, путем его выкупа.
Относительно механизма защиты нарушенных прав в таких случаях имеются разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 г. № 11. Согласно п. 4 Постановления в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник вправе обратиться с заявлением о признании бездействия этих органов незаконным в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель истца Зиамбетова А.М., исковые требования поддержала полностью.
Представитель Администрации Городского округа г. Уфа на заседание не явился, о времени и месте судебного завещания извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит, что иск Чаликова О.П. подлежащим удовлетворению.
Часть 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 1.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1.2. Федерального закона от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Статья 2.2. названного Федерального закона устанавливает, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено судом, 10 июня 2010 г. Чаликов О.П. обратился в Администрацию ГО г. Уфа с просьбой заключить договор купли-продажи спорного земельного участка. При этом им были приложены все необходимые документы согласно Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 30 октября 2007 г. № 370.
Однако к ответу Муниципального учреждения «Земельное агентство» ГО г. Уфа от 29 июня 2010 г. № 18489 не было приложено проекта договора купли-продажи земельного участка. Более того, Учреждением у истца были запрошены дополнительные документы, которые не предусмотрены упомянутым Перечнем.
Таким образом, Чаликов ФИО17, являясь собственником индивидуального незавершенного строительством объекта, расположенного по адресу: <адрес>, д. ФИО18, имеет право требовать заключения с ним договора купли-продажи земельного участка, на котором расположен указанный объект путем высылки ему соответствующего проекта договора купли-продажи в установленный законом месячный срок.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Чалиеова ФИО19 удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО20, <адрес> за кадастровым номером 02:55:040573:15, площадью 15 000 кв.м., и направить его в месячный срок Чаликову ФИО21 по цене, предусмотренной законодательством.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья Мустафина Д.И.