2-5907/2010 по заявлению Фазлетдинова Р. И. на действия Призывной комиссии. Решение не вступило в законную силу.



Дело № 2-5907/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2010 г. г. Уфа

Калининский районный суд г. Уфа в составе

судьи Фаршатовой И.И. единолично,

при секретаре Мухитовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-5907/2010 по иску Фазлетдинова Р. И. к ответчику Призывной комиссии Калининского района г. Уфа о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ г. о признании его годным к военной службе,

У С Т А Н О В И Л:

Фазлетдинов Р.И. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то, что он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями решением призывной комиссии. У истца имеется заболевание <данные изъяты>, данное заболевание является основанием для признания его ограниченно годным к военной службе, т.е. не призываться в мирное время, просит отменить решение призывной комиссии о признании годным к военной службе.

Представитель истца по доверенности Киселев Г.С. в суде заявление поддержал, просил отменить решение призывной комиссии по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Призывной комиссии Калининского района г. Уфа Абросимова О.А. с доводами заявителя и представителя не согласилась, считает решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. о признании его годным к военной службе законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя и представителя призывной комиссии, обсудив их доводы и возражения, суд приходит к следующему выводу.

На основании ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2 Конституции Российской Федерации).

Согласно п.п. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (далее - Федерального закона), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. От призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона). Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 Федерального закона). При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений, в числе прочего, о призыве на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения о призыве граждан на военную службу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663).

В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона, призывная комиссия субъекта РФ организует, в том числе, контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.

Призывная комиссия субъекта РФ имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта РФ принимает одно из решений, указанных в п. 1 ст. 28 Федерального закона (п. 3 статьи 29 Федерального закона).

Исходя из норм действующего законодательства РФ (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 закона), в судебном порядке гражданином, подлежащим призыву на военную службу, могут быть обжалованы только решения призывных комиссий (как муниципального образования, так и субъекта РФ).

Заявитель обратился в суд о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии «Центрального военкомата РБ», при этом в качестве заинтересованного лица им обозначена призывная комиссия Калининского района г. Уфы.

Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ. К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщать копию заявления, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия (часть 1 статьи 246, статья 132 ГПК РФ).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В соответствии со статьёй 132 ГПК РФ, к исковому заявлению прилагаются, в числе прочего, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

Таким образом, руководствуясь требованиями п.п. 6, 7 ст. 28 и п. 4 ст. 29 закона, заявитель обязан был представить в суд копии обжалуемых решений. Тем более, что данное требование является обязательным условием по соблюдению процедуры приостановления решения по призыву и соблюдения досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон (пункт 7 части 2 статьи 131 ГПК РФ).

Согласно статье 5.1 Федерального закона, граждане при постановке на воинский учет или призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

В соответствии с п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе с вынесением письменного заключения. Медицинское освидетельствование граждан проводится для определения категории годности их к военной службе при определившемся врачебно-экспертном исходе. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности. Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе (пункт 11 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии Калининского района г. Уфы (от ДД.ММ.ГГГГ г. № №), Фазлетдинов Р.И. признан Б - годным к военной службе с незначительными ограничениями (показатель предназначения-4) и предназначен для прохождения военной службы в сухопутных войсках. На основании ст. 68г графы I Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) выставлен диагноз: плоскостопие обеих стоп ног 2 степени без нарушения функций.

Заявитель не согласен с установленной ему категорией годности в военной службе на основании того, что имеющееся у него заболевание <данные изъяты> подпадает под действие пункта «в» статьи 68 Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе), графа I которой предусматривает категорию годности «В». В обоснование своих доводов каких-либо доказательств не приводит. Ссылается на предоставленные им ранее медицинские документы, которые находятся в личном деле призывника, однако ни их наименование, ни каким лечебным учреждением выдавались, не указывает. Доказательства приобщения медицинских документов к материалам личного дела призывника не приводит.

Как усматривается из выписки из протокола заседания призывной комиссии Калининского района г. Уфы, диагноз «плоскостопие обеих стоп ног 2 степени» заявителю установлен. Однако данное заболевание не подпадает под действие п. «в» ст. 68 Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе), а квалифицируется пунктом «г» данной статьи, графа I которой предусматривает категорию годности «Б». Статья предусматривает «приобретенные фиксированные деформации стопы. Наибольшие функциональные нарушения возникают при сопутствующих эверсионно-инверсионных компонентах деформации в виде наружной или внутренней ротации всей стопы или ее элементов».

К пункту "в" относятся: умеренно выраженные деформации стопы с незначительным болевым синдромом и нарушением статики, при которых можно приспособить для ношения обувь установленного военного образца; продольное плоскостопие III степени без вальгусной установки пяточной кости и явлений деформирующего артроза в суставах среднего отдела стопы; продольное или поперечное плоскостопие II степени с деформирующим артрозом II стадии суставов среднего отдела стопы. К пункту "г" относится продольное или поперечное плоскостопие I или II степени с деформирующим артрозом I стадии суставов среднего отдела стопы при отсутствии контрактуры ее пальцев и экзостозов. Продольное плоскостопие и молоточкообразная деформация пяточной кости оцениваются по профильным рентгенограммам в положении стоя под нагрузкой. В норме угол свода равен 125 - 130 градусам, высота свода - 39 мм. Плоскостопие I степени: угол продольного внутреннего подошвенного свода 131 - 140 градусов, высота свода 35 - 25 мм; плоскостопие II степени: угол продольного внутреннего свода 141 - 155 градусов, высота свода 24 - 17 мм; плоскостопие III степени: угол продольного внутреннего свода больше 155 градусов, высота свода - менее 17 мм.

Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. Контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию. Порядок организации и проведения контрольного медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны Российской Федерации.

Заявитель ДД.ММ.ГГГГ г. направлялся на контрольное медицинское освидетельствование. Каких-либо отклонений в состоянии здоровья заявителя, освобождающих его от прохождения военной службы, призывная комиссия РБ не выявила.

Действительно, заявитель направлялся призывной комиссией района на медицинское исследование (рентгенографию стоп в боковой проекции) по месту жительства призывника (поликлиническое отделение № № МУ ГКБ № № ГО г. Уфа). Согласно заключению врача-рентгенолога данного ЛПУ у заявителя установлено <данные изъяты>, <данные изъяты>. Однако данные показатели не соответствуют параметрам непосредственно на снимках рентгенограммы.

На снимках рентгенограммы стоп ног от ДД.ММ.ГГГГ г.: <данные изъяты>

Заявителем не представлено суду доказательств наличия у него каких-либо заболеваний, которые не позволяли бы ему проходить военную службу, дающие основания для признания его ограничено годным к военной службе (категория годности - В) либо не годным к военной службе (категория годности - Д).

Таким образом, решениями призывной комиссии Калининского района г. Уфы и призывной комиссии Республики Башкортостан заявитель признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и был призван на военную службу законно и обоснованно.

Требование заявителя о назначении независимой судебной врачебной экспертизы также не состоятельно.

В соответствии с п.п. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 (с изменениями) медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем (приложение к данному Положению), в которое включены, в том числе, работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе и военно-врачебной экспертизе.

По сообщению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ г. № № (адрес: <адрес>), который осуществляет в соответствии с полномочиями, возложенными на данное учреждение пунктом 2.2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы (утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2006 г. N 900) контроль за порядком производства медицинской экспертизы (в том числе, и независимой военно-врачебной экспертизе), лечебные учреждения городского округа город Уфа лицензии на право проведения судебно-медицинской и военно-врачебной экспертиз, необходимой для определения категории годности к прохождению военной службы, не имеют.

П. 9 Положения о ВВЭ предусмотрено, что при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

Заявитель не воспользовался данным правом. Суду по данной экспертизе результаты не представил.

Тем более, что согласно ч. 1 ст. 257 ГПК РФ, заявления граждан, обратившихся в порядке главы 25 ГПК РФ, рассматриваются судом в течение десяти дней. Таким образом, исходя из вышеприведенных требований нормативных актов РФ, а также принимая во внимание, что заявителю определяли категорию годности к военной службе не только врачи-специалисты призывной комиссии района, но и призывной комиссии Республики Башкортостан, для работы в которой привлекаются только высококвалифицированные врачи с опытом работы экспертной деятельности, назначение судебно-медицинской экспертизы не целесообразно.

Кроме того, нормами ГПК РФ не предусмотрено право суда отменить решение государственного органа, должностного лица, муниципального служащего, суд вправе при наличии законных на то оснований признать их решение, действие (бездействие) незаконным (необоснованным) и обязать устранить допущенные нарушения закона, прав и законных интересов граждан.

Также и на этом основании суд отказывает в удовлетворении заявления Фазлетдинова Р.И.

Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении иска Фазлетдинова Р. И. к ответчику Призывной комиссии Калининского района г. Уфа о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ г. о признании его годным к военной службе.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в Верховный суд РБ течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Судья И.И. Фаршатова