Именем Российской Федерации
29.11.2010года № 2-3274/10 г.Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Мустафиной Д.И.
при секретаре Селиванец Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Салимова А.С. к Администрации Килининского района городского округа город Уфа РБ признании незаконным бездействий, признании права на улучшение жилищных условий, о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
У С Т А Н О В И Л:
Салимова А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Килининского района городского округа город Уфа РБ о признании незаконным бездействий, признании права на улучшение жилищных условий, о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что он относится к социально незащищенной категории граждан, в связи с тем, что является сиротой, выпускником детского <адрес>, куда был направлен ДД.ММ.ГГГГ по путевке №, выданной отделом образования Администрации <адрес>, на основании постановления главы администрации Калининского района г. Уфы № 3301 от 5.11.1998года.
В декабре 2009г. Обратился с заявлением на имя главы Администрации городского округа <адрес> РБ о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, которое было перенаправлено в администрацию <адрес>.
Согласно ответа заместителя администрации Калининского района г. Уфы Гафарова А.Р. истцу было отказано в этом. В связи с тем, что он с сестрой и дядей проживает в двухкомнатной квартире площадью 28,3/43,4 кв.м. по адресу: <адрес> санитарной нормой жилого помещения обеспечены и рекомендовано улучшить жилищные условия путем размена вышеуказанного жилого помещения или через договор купли-продажи.
Считает, что его вводят в заблуждение, не смотря на то, что право на получение жилья на основании норм Семейного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец имеет после выхода из детского дома. Просит признать бездействие администрации городского округа город Уфа незаконным. Признать право Салимова А.С. на улучшение жилищных условий. Возложить обязанности принятия на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Салимова А.С.1987 года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>39, на администрацию Калининского района городского округа город Уфа.
ДД.ММ.ГГГГ приняты увеличения исковых требований, истец считает, что администрация района, воспользовавшись тем, что возраст истца при помещении в детский дом составлял 11 лет, и тем, что самостоятельно защищать свои права он не мог, грубо нарушены требования закона, тем, что Постановлением главы Администрации Калининского района г. Уфы за № 3301 от 05.11.1998г. при направлении в детский дом закреплено право истца на жилое помещение по адресу: <адрес>39. Данное жилое помещение закреплено и за сестрой Салимовой А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. согласно Постановления главы Администрации Калининского района г. Уфы за № 3300 от 05.11.1998г. Поскольку на время закрепления за истцом данного жилого помещения в указанной квартире было зарегистрировано 4 человека, то есть на одного человека приходилось 10, 8 кв.м., что не соответствовало требованиям Закона, устанавливающей норму жилой площади в размере 12 кв.м. на одного человека. Просит признать Постановление главы Администрации Калининского района г. Уфы за № 3301 от 5.11.1998г. незаконным. Признать бездействие администрации городского округа город Уфа незаконным. Признать право Салимова А.С. на улучшение жилищных условий. Возложить обязанности принятия на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Салимова А.С.1987 года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>39, на администрацию Калининского района городского округа город Уфа.
В судебном заседании истец Салимова А.С. и его представитель ФИО6, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 6/ поддержали исковые требования. Просят удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Калининского городского округа <адрес> РБ ФИО7, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 67/, иск не признала, показала, что законных основании у ответчика для предоставления жилья Салимова А.С. не имеется, просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства отдела образования Администрации Калининского района городского округа город Уфа РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела без их участия /л.д. 26а/.
Выслушав мнение лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как усматривается из ответа Администрации Калининского района городского округа город Уфа РБ № 72-03-92/12 от 29.01.2010г., ответчик, рассмотрев на заявление Салимова А.С., сообщил, что «в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения представляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства. Вы с сестрой и дядей проживаете в двухкомнатной квартире площадью 28,3/43,4 кв.м. по адресу: <адрес>, кВ. 39 и санитарной нормой жилого помещения обеспечены. Улучшить жилищные условия Вы можете путем размена вышеуказанного жилого помещения или через договор купли-продажи» /л.д. 7/.
Согласно справке о регистрации № 5774 от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 8/ в <адрес> по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства ФИО8 - дядя истца, с ДД.ММ.ГГГГ; Салимова А.С. - сестра истца, с ДД.ММ.ГГГГ, истец Салимова А.С. - с ДД.ММ.ГГГГ; также была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ - бабушка истца, которая в связи со смертью /л.д. 36/ снята с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГАдминистрации Калининского района г. Уфы «Об определении в детский дом несовершеннолетнего Салимова А.С., ДД.ММ.ГГГГг.р.» закреплено право несовершеннолетнего Салимова А.С. на жилье по адресу: <адрес>39 /л.д. 31/.
Согласно Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГАдминистрации Калининского района г. Уфы «Об определении в детский дом несовершеннолетней Салимова А.С., ДД.ММ.ГГГГг.р.» закреплено право несовершеннолетней Салимова А.С. на жилье по адресу: <адрес>39 /л.д. 32/.
Согласно справок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Салимова А.С., ДД.ММ.ГГГГг.р. воспитывался в детском <адрес> и находился на полном государственном обеспечении, как сирота с ДД.ММ.ГГГГ по 19.09. 2007г. Отдан на воспитание в патронатную семью с ДД.ММ.ГГГГ выпустился из детского дома после окончания обучения в ПУ № /л.д. 33, 39/.
Таким образом установлено, что Салимова А.С. являясь сиротой воспитывался в детском доме, при этом за ним было закреплено вышеуказанное жилое помещение, в котором в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства и проживает. Кроме него по данному месту жительства в настоящее время зарегистрированы его дядя ФИО8 и сестра Салимова А.С. Как показал Салимова А.С. в судебном заседании он проживает в данном жилом помещении в настоящее время один. Дядя не проживает, приходил весной, сестра в квартиру не вселялась. Как усматривается из акта сдачи жилого помещения нанимателю наймодателем /л.д. 35/ данное жилое помещение состоит из двух комнат общей площадью 43, 4 кв.м., жилой площадью 28, 3 кв.м. Таким образом, члены семьи истца обеспечены учетной нормой жилого помещения, поскольку на одного приходится более 12 кв.м. общей площади.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 160-ФЗ)
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 52 ЖК РФ Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 54 ЖК РФ 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для признания бездействий администрации городского округа город Уфа незаконным; признания права Салимова А.С. на улучшение жилищных условий; возложения обязанности принятия на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Салимова А.С.1987 года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>39, на администрацию Калининского района городского округа город Уфа основании не имеется.
Требования о признании Постановления главы Администрации Калининского района г. Уфы за № 3301 от 5.11.1998г. незаконным, в связи с закреплением данным Постановлением права на жилое помещение по адресу: <адрес>39 за истцом при направлении его в детский дом, также не может быть удовлетворено, поскольку при определении в детский дом, он не мог быть лишен имеющегося у него права на данное жилое помещение.
Довод об обеспечении истца жилой площадью на основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не состоятелен, поскольку данной нормой предусмотрено обеспечение жилой площадью детей сирот после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания и т.д., в случае отсутствия закрепленного жилого помещения. В данном случае за истцом было закреплено жилое помещение, в котором имеется обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Руководствуясь ст. ст. 191-194, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Салимова А.С. к Администрации Килининского района городского округа город Уфа РБ о признании Постановления главы Администрации Калининского района г. Уфы за № 3301 от 5.11.1998г. незаконным; признании бездействий администрации городского округа <адрес> незаконным; признании права Салимова А.С. на улучшение жилищных условий; возложении обязанности принятия на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Салимова А.С., 1987 года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>39, на администрацию Калининского района городского округа город Уфа отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Калининский районный суд.
Судья Д.И. Мустафина