дело № 2-131/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Республика Башкортостан
17 января 2011 г. г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе:
судьи Фаршатовой И.И. единолично,
при секретаре Ибрагимовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-5658/2010 по заявлению Крец М. В. к Администрации Калининского района ГО г. Уфа о признании необоснованным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Крец М.В. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что она является <данные изъяты>, всю жизнь они с мужем прожили в частном доме по адресу: <адрес>, после смерти мужа она проживала в доме одна, в ДД.ММ.ГГГГ году не нее было совершено разбойное нападение, в связи с чем внук забрал проживать истицу к себе по адресу: <адрес>, для того, что Крец М.В. могла проходить лечение и получать пенсию, она была зарегистрирована по указанному адресу. Истица обратилась в Администрацию Калининского района г. Уфа с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, однако ответчик ей отказал пояснив то, что она жилоым помещением обеспечена, в связи с чем просит суд признать отказ ответчика в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении необоснованным и обязать ответчика поставить ее на учет.
В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Шилиносова С.П. иск поддержали и просили суд его удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Девицкова Ю.С. иск не признала и просила суд в его удовлетворении отказать.
Третье лицо Кусакин М.Ф. иск поддержал и просил суд его удовлетворить.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения и доводы лиц, участвующих по делу, обсудив их доводы и доводы иска, пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 49 Жилищного Кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 54 кодекса отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Приказом МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА, И ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАКИМ ГРАЖДАНАМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА» (ч. 4) нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде признаются малоимущие граждане: а) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.
Как указано в ст. 14 Федерального Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 приведенного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно Решению Совета ГО г. Уфа от 8 июня 2006 г. за № 12/22 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ…» в целях реализации жилищной политики в муниципальном образовании городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководствуясь статьями 14, 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан", Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан решил: установить учетную норму площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа РБ, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв. м общей площади на одного человека. Установить норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Установить порог размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), не должен превышать величину прожиточного минимума для социально-демографической группы населения на момент подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
Судом установлено, что Крец М.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрирована, проживала и проживает в настоящее время, что сторонами не оспаривалось, по адресу: <адрес> (л.д. 30). В соответствии со свидетельством № № она временно зарегистрирована по этому же адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 17).
Собственником указанной квартиры общей площадью 41,60 кв.м является Кусакин М.Ф. <данные изъяты> который с ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 31, 32).
Крец М.В. обратилась в Администрацию Калининского района ГО г. Уфа с просьбой поставить ее на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В удовлетворении данной просьбы ДД.ММ.ГГГГ г. руководителем администрации ей было отказано на том основании, что она зарегистрирована в однокомнатной квартире общей площадью 41,60 кв.м. с <данные изъяты> и учетной нормой жилого помещения обеспечена (л.д. 3).
В удовлетворении заявления Крец М.В. к Администрации Калининского района ГО г. Уфа о признании необоснованным отказа от ДД.ММ.ГГГГ г. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении суд отказывает, поскольку на момент ее обращения в Администрацию района предоставлены сведения, из которых следовало, что она постоянно проживала и была зарегистрирована в жилом помещении площадью 41,60 кв.м., собственником которого является Кусакин М.Ф., он также был зарегистрирован в этой квартире. Поэтому должностным лицом был сделан верный вывод о том, что Крец М.В. и ее <данные изъяты> Кусакин М.Ф. являются членами одной семьи, т.е. истица является членом семьи собственника жилого помещения, в соответствии с размером жилой площади квартиры Крец М.В. имеет право владения и пользования 20,8 кв.м. (41,6 : 2 проживающих и зарегистрированных в квартире), что значительно больше учетной нормы площади жилого помещении, установленной подзаконным актом на территории городского округа город Уфа РБ.
Крец М.В. на момент обращения в муниципальный орган по представленным ею документам не входила в категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с вышеприведенными нормами закона.
Далее после получения отрицательного ответа со стороны администрации района Крец М.В. в ДД.ММ.ГГГГ г. снялась с постоянного регистрационного учета по месту жительства, зарегистрировалась там же временно на срок до ДД.ММ.ГГГГ г. Собственник квартиры Кусакин М.Ф. также снялся с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ г. и зарегистрировался по адресу: <адрес>.
Такими сведениями Администрация Калининского района ГО г. Уфа при обращении заявительницы с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обладала.
При таком положении суд считает необходимым разъяснить Крец М.В. ее право повторного обращения в Администрацию Калининского района ГО г. Уфа с письменным заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям отсутствия у нее жилого помещения для постоянного проживания и временной регистрации в квартире, принадлежащей внуку Кусакину М.Ф., с приложением перечня документов, указанных в ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, Приказе Министерства Регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 18 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА, И ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАКИМ ГРАЖДАНАМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА», поскольку, как указано выше, на момент ее обращения в ДД.ММ.ГГГГ г. должностным лицам Администрации Калининского района г. Уфа не было известно о ее снятии ДД.ММ.ГГГГ г. с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> и об отметке в паспорте о временной регистрации по тому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Не могут быть приняты во внимание судом и не имеют существенного значения для правильного разрешения дела доводы представителя администрации района о том, что Крец М.В. в ДД.ММ.ГГГГ г., снявшись с постоянной регистрации и зарегистрировавшись временно в квартире внука, предприняла действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий для того, чтоб ее поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение муниципального органа об отказе заявительнице в постановке на учет именно по этому основанию не выносилось, соответственно, законность и обоснованность такого решения Крец М.В. в суде не оспаривала.
Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Крец М. В. к Администрации Калининского района ГО г. Уфа о признании необоснованным отказа от ДД.ММ.ГГГГ г. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.
Разъяснить Крец М. В. ее право повторного обращения в Администрацию Калининского района ГО г. Уфа с письменным заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям отсутствия у нее жилого помещения для постоянного проживания и временной регистрации в квартире, принадлежащей внуку Кусакину М.Ф., с приложением перечня документов, указанных в ст. 52 Жилищного Кодекса РФ, Приказе Министерства Регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 18 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА, И ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАКИМ ГРАЖДАНАМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА», поскольку на момент ее обращения в ДД.ММ.ГГГГ г. должностным лицам Администрации Калининского района г. Уфа не было известно о ее снятии ДД.ММ.ГГГГ г. с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> и об отметке в паспорте о временной регистрации по тому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в Верховный суд РБ течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья И.И. Фаршатова