Дело № 2-5474/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 года
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сулеймановой А. Т.
при секретаре Давлетбаевой Г. Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каримова А.С. к Администрации городского округа г. Уфа, Лежнину А.В. о восстановлении прав на земельный участок, признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Каримов А.С. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа, Лежнину А.В. о восстановлении прав на земельный участок, признании права собственности на земельный участок. В обоснование указал, что ему на основании постановления Главы Администрации Калининского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № был предоставлен земельный участок № площадью № га в <данные изъяты>» в Калининском районе г. Уфы под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками, который он начал осваивать с ДД.ММ.ГГГГ года. На указанном земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ году им был возведен летний домик, который он использовал для жилья. В ДД.ММ.ГГГГ г. г. им был вырыт котлован для установки фундамента по дом и завезены бетонные блоки, с ДД.ММ.ГГГГ года стал заниматься оформлением документов на земельный участок. В ДД.ММ.ГГГГ году стал членом Союза индивидуальных застройщиков микрорайона «Шакша-Северная», в связи с чем вносил платежи за проектирование и установку инженерных сетей, линий электропередачи. До ДД.ММ.ГГГГ года за земельный участок уплачивал земельный налог. В ДД.ММ.ГГГГ году от соседей стало известно, что около его участка ходил незнакомый гражданин, утверждавший, что он является новым хозяином участка. Истец обратился в Прокуратуру Калининского района г. Уфы в связи с возможной незаконной продажей земельного участка, на что был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, что в соответствии с постановлением главы Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении торгов по продаже земельных участков для индивидуального строительства в Калининском районе ГО г. Уфа», итогового протокола заседания аукционной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и решения Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа № <данные изъяты> года, в соответствии с договором № <данные изъяты> года, земельный участок по ул. Шакшинская, рядом с домом № № предоставлен в собственность за плату Лежнину А. В. для строительства индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ от КУМС Администрации ГО г. Уфа, где сообщалось, что земельный участок по адресу: <адрес>, рядом с домом № выставлен на аукцион на основании Постановления ФИО3 Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно итоговому протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания аукционной (конкурсной) комиссии ввиду поступления единственного заявления в соответствии с п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ единственному заявителю предложено заключить договор купли-продажи земельного участка по первоначальной цене. Истец Каримов А. С. просит суд восстановить его нарушенные права на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> признать недействительным постановление главы Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, признания недействительным итогового протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания аукционной (конкурсной) комиссии, признать за ним право собственности на земельный участок: кадастровый номер №, площадью № кв. м., расположенный в <адрес>, прекратить право собственности Лежнина А. В. на земельный участок: кадастровый номер №, площадью № кв. м., расположенный в <адрес>
Истец Каримов А. С. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении повестки.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца Каримова А. С. в судебном заседании представляет Ахметшин Р. Ф.. действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Ахметшин Р. Ф.. действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, на судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик Лежнин А. В. на судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать за необоснованностью.
Ответчик - представитель Администрации городского округа г. Уфа на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением. Причины неявки суду не известны.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица - СУ «Центр недвижимости», КУМС Администрации ГО г. Уфа, Управление по земельным ресурсам на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении повесток. Причины неявки суду не известны.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает:
1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
1.2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ:
1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ФИО3 муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В судебном заседании установлено, что Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Каримову А. С. предоставлен земельный участок № площадью № га в микрорайоне <адрес> под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками (л.д. 20).
В соответствии с п. 4 указанного Постановления Администрации Калининского района г. Уфы предупредить застройщика, что в случае неосвоения участка в течение двух лет, данное постановление утратит силу.
Из смысла искового заявления, а также из пояснения представителя истца Каримова А. С. - Ахметшина Р. следует, что после предоставления земельного участка, он им сразу стал осваиваться, он приобретал различные блоки для фундамента на спорном земельном участке, цемент, песок, гравий.
Суду представлены расходные накладные, квитанции об оплате. Однако, из представленных документов не видно, для какого именно земельного участка приобретались вышеуказанные материалы.
Кроме того, согласно п. 2 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Каримова А. С. обязали провести тщательное инженерно-геологические, съемочно-изыскательские работы в объеме, необходимым для строительства, предоставить на согласование Администрации Калининского района проект застройки и благоустройства участка и проект привязки зданий, строительство жилого дома производить в соответствии с утвержденным проектом, по завершении строительства благоустроить участок и произвести исполнительную съемку завершенного строительства, в соответствии с земельным законодательством РСФСР заключить договор с Горкомземом и отделом коммунального хозяйства и праве пользования земельным участком.
Суду не представлены доказательства исполнения Каримовым А. С. возложенных вышеуказанным постановлением обязательств. На момент рассмотрения дела договор о праве пользования земельным участком так заключен и не был, что не оспаривалось и представителем истца Ахметшиным Р. Ф. в судебном заседании.
Статья 38.1 ЗК РФ предусматривает:
1. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
2. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
3. Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи - аукцион).
4. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
5. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.
6. В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.
7. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
8. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
9. Извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
10. Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
11. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 206-ФЗ)
12. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность, - для физических лиц;
3) документы, подтверждающие внесение задатка.
13. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов.
14. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.
15. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
16. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.
17. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) непредставление определенных пунктом 12 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки.
18. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 17 настоящей статьи оснований, не допускается.
19. Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа. Протокол приема заявок подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.
20. Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.
21. Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.
22. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
23. Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.
24. Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:
1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение;
2) победитель аукциона;
3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.
25. Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.
26. Аукцион признается не состоявшимся в случае, если:
1) в аукционе участвовали менее двух участников;
2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.
27. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
28. Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.
29. Информация о результатах аукциона публикуется организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 Администрации ГО г. Уфа вынесено Постановление № «О проведении торгов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Калининском районе ГО г. Уфа РБ», в соответствии с которым постановлено выставить на продажу земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства в Калининском районе ГО г. Уфа, в том числе и спорный земельный участок (л.д. 132-133).
Согласно итогового протокола № заседания аукционной (конкурсной) комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в виду поступления единственной заявки в соответствии с п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ единственным участникам по торгам ДД.ММ.ГГГГ предложено заключить договоры купли-продажи земельных участков по начальной цене в соответствии с действующим законодательством Лежнину А. В. по лоту № земельный участок для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек по адресу: <адрес> городского округа <адрес>. Кадастровый номер - № по объявленной (начальной цене) в размере <данные изъяты> рубля (л.д. 130).
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа вынесено решение № 69р «О заключении договоров купли-продажи земельных участков по объявленной (начальной) цене, в соответствии с которым решено заключить договор купли-продажи земельного участка для елей индивидуального жилищного строительства с единственным участником аукциона, объявленного на ДД.ММ.ГГГГ по начальной цене продажи по вышеуказанному лоту № (л.д. 128).
ДД.ММ.ГГГГ между КУМС Администрации ГО г. Уфа и Лежниным А. В. заключен договор № о предоставлении земельного участка в собственность за плату (л.д. 115-117).
ДД.ММ.ГГГГ сторонами договора КУМС Администрации ГО г. Уфа и Лежниным А. В. подписан акт приема - передачи земельного участка (л.д. 120).
ДД.ММ.ГГГГ Лежнину А. В. выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок по адресу: <адрес> (л.д. 122).
Руководствуясь вышеуказанными нормами, оценив все представленные материалы, суд не находит каких - либо нарушений при проведении торгов спорного земельного участка.
Договор о предоставлении Лежнину А. В. земельного участка в собственность не признан недействительным в установленном законом порядке.
Проанализировав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что, Каримов А. С., обращаясь с иском по настоящему делу, не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основания своих требований, и тем самым не выполнил предписания ч. 1 ст. 56 ГПК РФ. В свою очередь ответчик Лежнин А. В. выполнили требования названной нормы права.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Каримова А.С. к Администрации городского округа г. Уфа, Лежнину А.В. о восстановлении прав на земельный участок, признании права собственности на земельный участок.
Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Каримова А.С. к Администрации городского округа г. Уфа, Лежнину А.В. о восстановлении прав на земельный участок, признании права собственности на земельный участок отказать за необоснованностью.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья: А. Т. Сулейманова