Дело № 2-1310/2011 по иску Прокурора Калининского района г. Уфы к МДОЙ `Детский сад № 263` о возложении обязанности к устранению нарушений правил пожарной безопасности (решение не вступило в законную силу)



дело № 2-1310/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2011 года гор. Уфа

Калининский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мустафиной Д.И.,

с участием прокурора Макуловой А.Х.,

представителя ответчика - заведующей МДОУ «Детский сад № 263» по распоряжению главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ Ивакиной Е.А.,

представителя третьего лица Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России - Брежнева А.Ю.,

представителя третьего лица Отдела образования Администрации Калининского района ГО г. Уфа по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. № Макамова М.А.,

при секретаре Селиванец Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Уфа в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 263» о возложении обязанности к устранению нарушений прав пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Калининского района г. Уфа обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 263» о возложении обязанности к устранению нарушений требований пожарной безопасности, мотивируя тем, что Прокуратурой Калининского района г. Уфы по материалам Государственного пожарного надзора г.Уфы УГПН ГУ МЧС России по РБ проведена проверка пожарно-технического обследования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 263», расположенного по адресу: <адрес> Проверка показала, что требования Правил пожарной безопасности Российской Федерации в МДОУ «Детский сад № 263» не исполняются. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, подвергая жизнь воспитанников опасности. Неисполнение администрацией дошкольного образовательного учреждения нарушений требований пожарной безопасности может создавать угрозу нарушения прав несовершеннолетних, создается опасность возникновения пожаров и наступления тяжких последствий для жизни детей и имущества образовательного учреждения. Истец просит суд возложить обязанность на администрацию МДОУ «Детский сад № 263» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Уфа Макулова А.Х. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, при этом пояснила суду, что прокуратурой Калининского района г. Уфы по материалам Государственного пожарного надзора г. Уфы УГПН ГУ МЧС России по РБ проведена проверка пожарно-технического обследования МДОУ «Детский сад № 263», расположенного по адресу: <адрес>. Проверка показала, что требования Правил пожарной безопасности РФ в МДОУ «Детский сад № 263» не исполняются. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, подвергая жизнь воспитанников опасности. Малолетние, воспитывающиеся в МДОУ «Детский сад № 263» не способны в полной мере защитить свои права в силу своей возрастной недееспособности. Просит суд возложить обязанность на администрацию МДОУ «Детский сад № 263» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и выполнить следующие мероприятия: несущие металлические конструкции лестничных маршей привести в соответствие с законом; установить в подвальном этаже для дымоудаления люка или окна шириной 0,9 м и высотой 1,2 м; привести в соответствие с законом двери пожароопасных помещений (гладильной, складских помещений); привести в соответствие с нормативом заполнение проема в стене электрощитовой над дверью; привести в соответствие высоту ограждений внутренних и наружных пожарных лестниц, площадок наружных пожарных лестниц; привести в соответствие с законом ширину лестничных площадок наружных эвакуационных лестниц перед выходами из групповых ячеек на 2 этаже; привести в соответствие с нормами приборы отопления в лестничных клетках, высоту выходов к свету в подвале в месте прохождения людей; оборудовать лестничные клетки дверями с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах; оборудовать в помещении бассейна 2 эвакуационный выход в соответствии с требованиями раздела 6 СНиП 21-01-97; установить аварийное освещение; демонтировать деревянную обшивку радиаторов отопления на путях эвакуации; привести в соответствие с законом ширину маршей внутренних и наружных пожарных лестниц, предназначенных для эвакуации людей, ширину эвакуационных выходов в свету из помещений и ведущих наружу; определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок в складских и производственных помещениях; установить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны.

Заведующая МДОУ Детский сад № 263 Калининского района ГО г. Уфа Ивакина Е.А. исковые требования не признала, с нарушениями согласна, но у них нет средств на устранение данных недостатков. По предписанию основные пункты выполнены, остальные пункты требуют финансирования. Они запрашивали 15000 рублей, а всего на устранения всех нарушений необходимо 1500000 рублей. Они провели обучение, переделали двери, остальные устранения нарушений требуют больших финансовых затрат. Предписание пожарного надзора они не обжаловали. Она писала письмо о том, что необходимо финансирование на устранение указанных нарушений. Смету расходов на 2011 г. в момент составления предписания пожарного надзора они не знали, до 15.04.2011 г. они устранить все нарушения не смогут. Те нарушения, которые представляют реальную угрозу для здоровья и жизни, они устранили. У них есть телефон, но установка прямой связи с ближайшим подразделением пожарной охраны, требует больших финансовых затрат. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Администрации Калининского района ГО г. Уфа по доверенности Макамов М.А. исковые требования не поддержал, при этом пояснил суду, что все предписания законны, но невозможно их устранить так быстро. Прямая телефонная связь должна быть оплачена по целевой программе, до осени должны быть обустроены школы, а потом детские сады, сейчас денег нет. Указанные нарушения правил техники пожарной безопасности возможно устранить только при реконструкции или капитальном ремонте детского сада.

Представитель третьего лица Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России Брежнев А.Ю. исковые требования поддержал, пояснил суду, что нарушения установлены, также установлен срок, после которого будет надзорная проверка. Такой срок сейчас составляет 3 месяца, ранее он был 1,5 года. Вопрос о прекращении деятельности детского сада ставился ранее. При следующем принятии учреждения будет даваться отрицательное заключение. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель третьего лица Администрации ГО г. Уфа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив их доводы и доводы иска, суд пришел к следующему выводу.

Судом установлено, что на основании распоряжения начальника отдела ГПН г. Уфы УГПН ГУ МЧС России по РБ А № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка ДД.ММ.ГГГГ. МДОУ Детский сад № 263 Калининского района ГО г. Уфа, в ходе проверки были выявлены нарушения: несущие металлические конструкции лестничных маршей выполнены с пределом огнестойкости менее R 60; в подвальном этаже не восстановлены окна, не предусмотрена система дымоудаления; двери пожароопасных помещений имеют предел огнестойкости менее EI 30; заполнение проема в стене электрощитовой над дверью выполнены с пределом огнестойкости менее EI 45; высота ограждений внутренних и наружных пожарных лестниц, площадок наружных пожарных лестниц менее 1,2 м; ширина лестничных площадок наружных эвакуационных лестниц перед выходами из групповых ячеек на втором этаже менее 1,35 м; приборы отопления в лестничных клетках размещены на высоте, ниже 2,2 м от уровня пола лестниц; высота выходов в свету в подвале в месте прохождения людей менее 1,9 м; лестничные клетки не оборудованы дверями с приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах; из помещения бассейна не оборудован второй эвакуационный выход в соответствии с требованиями; не установлено аварийное (эвакуационное) освещение в здании; не проверено состояние устройств молниезащиты; не демонтирована деревянная обшивку радиаторов отопления на путях эвакуации; ширина маршей внутренних и наружных пожарных лестниц, предназначенных для эвакуации людей менее 1,35 м; ширина эвакуационных выходов в свету из помещений и ведущих наружу менее 1,2 м; двери эвакуационных выходов ведущих наружу открываются не по направлению выхода из здания, из помещений спортзала, старшей группы, из групп № 12,6; выходы из подвального этажа не выполнены обособленными от общих лестничных клеток, в подвальном этаже хранятся горючие материалы; не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок в складских и производственных помещениях; не предоставлены акты выполненных работ по очистке воздухоотводов от горючих отходов производства безопасным способом в помещении пищеблока, отсутствует приказ, определяющий сроки очистки; не проведено обучение сотрудников детского сада в полном объеме по программе пожарно-технического минимума; отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны.

Выявлены факты не выполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля № №/ от ДД.ММ.ГГГГ, № № №,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№,№.

Дано предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в котором указаны сроки устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности до 15.04.2011 г. /л.д. 39-42/.

Установлено, что между Предприятием МДОУ Десткий Сад № 263 Калининского района ГО г. Уфа и НОУ УКК «Курсор» заключен договор на профессиональное обучение по специальностям «Пожарный тех. минимум (с выдачей талонов», имеется протокол № № заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого проведена проверка знаний в объеме пожарно - технического минимума согласно должностным обязанностям /л.д. 48/.

ДД.ММ.ГГГГ г. исх. № заведующая МДОУ № 263 Ивакина Е.А. обратилась к начальнику отдела образования Администрации Калининского района г. Уфа Бочкаревой Л. В. с письмом с просьбой о выделении средств для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности по предписанию государственного пожарного надзора г. Уфы с указанием нарушений.

В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В силу Положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего возраста от 19 сентября 1997 г. N 1204 основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. П. 45. Собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет за учреждением землю, здания, сооружения, имущество, оборудование. Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении. 47. Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности. 49. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника и обучающегося в зависимости от вида учреждения. Для малокомплектных сельских учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества воспитанников и обучающихся. 50. Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя (учредителей). 51. Учреждению принадлежит право самостоятельно распоряжаться денежными средствами, имуществом и иными объектами собственности, переданными ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также доходами от собственной деятельности учреждения и приобретенными на эти доходы объектами собственности.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 Кодекса.

В статье 296 ГК РФ указано, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Из представленных суду документов следует, что заведующая детским садов как представитель учреждения предприняла не все необходимые действия по устранению нарушений закона, из ходатайства усматривается, что оно было подано в адрес собственника учреждения о необходимости предоставления им денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленных государственными органами ДД.ММ.ГГГГ, в то время как предписание вынесено и вручено Ивакиной Е.А. ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того, как прокуратурой Калининского района подан иск суд (ДД.ММ.ГГГГ).

Сведений о том, что администрацией района или города было отказано в выделении указанных средств ответчиком не представлено.

На день рассмотрения дела срок (до ДД.ММ.ГГГГ предоставленный органом МЧС детскому саду для устранения нарушений, истек, ответчиком устранены следующие нарушения: приведены в норму двери эвакуационных выходов ведущих наружу, которые открываются не по направлению выхода из здания, из помещений спортзала, старшей группы, из групп № 12,6; проведена проверка состояния устройств молниезащиты; проведено обучение сотрудников детского сада в полном объеме по программе пожарно - технического минимума.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 38 указанного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Калининского района г. Уфа в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 263» о возложении обязанности к устранению нарушений прав пожарной безопасности удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию МДОУ «Детский сад № 263» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и выполнить следующие мероприятия: несущие металлические конструкции лестничных маршей привести в соответствие с законом; установить в подвальном этаже для дымоудаления люка или окна шириной 0,9 м и высотой 1,2 м; привести в соответствие с законом двери пожароопасных помещений (гладильной, складских помещений); привести в соответствие с нормативом заполнение проема в стене электрощитовой над дверью; привести в соответствие высоту ограждений внутренних и наружных пожарных лестниц, площадок наружных пожарных лестниц; привести в соответствие с законом ширину лестничных площадок наружных эвакуационных лестниц перед выходами из групповых ячеек на втором этаже; привести в соответствие с нормативом приборы отопления в лестничных клетках, высоту выходов к свету в подвале в месте прохождения людей; оборудовать лестничные клетки дверями с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах; оборудовать в помещении бассейна второй эвакуационный выход в соответствии с требованиями раздела 6 СНиП 21-01-97; установить аварийное (эвакуационное) освещение; демонтировать деревянную обшивку радиаторов отопления на путях эвакуации; привести в соответствие с законом ширину маршей внутренних и наружных пожарных лестниц, предназначенных для эвакуации людей, ширину эвакуационных выходов в свету из помещений и ведущих наружу; определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок в складских и производственных помещениях; установить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан течение десяти дней через Калининский районный суд г. Уфа.

Судья: Д.И. Мустафина