Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 мая 2011 года № 2-1223/2011 г. Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Мустафиной Д.И.
при секретаре Селиванец Ю.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигматуллина А.Ф. к Администрации городского округа г.Уфа РБ об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Нигматуллин А.Ф. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности за земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, указав на то, что является собственником 1/2 доли индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу <адрес>, другая часть жилого дома № принадлежит на праве собственности Овчинниковой А.М., Хабировой К.М., Овчинникову С.М. Истец обращался в Администрацию ГО г. Уфы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ. года ему дан отказ № с формулировкой, что «данный участок расположен на территории городских лесов г.Уфы, следовательно в соответствии в соответствии со ст.25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ», полномочиями по распоряжению участком обладает Правительство РБ». Указанный отказ считает незаконным по следующим основаниям: в соответствии со ст.25.1. Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ», Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается следующими земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице РБ -городе Уфа: занятые городскими лесами и лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций(предприятий), древесно-кустарниковой растительностью, в том числе защитного назначения. А на территории земельного участка по адресу: <адрес> находится только индивидуальный жилой дом, надворно-хозяйственные постройки, лесных насаждений нет. Истец просит признать право собственности за ним на земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Определением от 6.04.2010г. приняты изменения исковых требований, истец просит обязать Администрацию городского округа г. Уфа заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Истец Нигматуллин А.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Нигматуллина А.Ф.- Хуснутдинова Р.З. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ иск поддержала, просит удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лица Овчинникова А.М., Хабирова К.М., Овчинников С.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Установлено, что истец Нигматуллин А.В. является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: г<адрес>
Другая половина жилого дома принадлежит третьим лицам Овчинникову С.М., Овчинниковой А.М., Хабировой К.М., что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности серии № № от ДД.ММ.ГГГГ., серии № от ДД.ММ.ГГГГ., серии № от ДД.ММ.ГГГГ. /л.д. 7-10/.
Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 3500 кв.м, 1500 из которых занимает истец, 2000 третьи лица Овчинникова А.М., Хабирова К.М., Овчинников С.М.
Между ними достигнуто соглашение о порядке пользования земельным участком ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому определили порядок пользования земельным участком по фактически сложившимся границам.
В ответ на заявление истца в Администрацию ГО г.Уфа о предоставлении ему земельного участка, расположенного в <адрес> в собственность, ДД.ММ.ГГГГ. получен ответ №, что данный участок располагается на территории городских лесов г.Уфы, следовательно, в соответствии со ст.25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ».
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.1 ст. 36, Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, сооружения, строения, расположенные на земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, или по п.1.ст.20 ЗК бессрочное пользование. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК осуществляет подготовку договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03.11.1998 г № 25-П, Определение от 12 мая 2005 г № 187-0).
Из п.6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 Земельного Кодекса - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованным лицам - собственникам, расположенного на нем строения.
Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного Кодекса РФ установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель государственных и муниципальных нужд. Других оснований для отказа в приватизации земельных участков законом не предусмотрено.
Администрацией не представлено доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии с федеральным законодательством.
Отказ Администрации г. Уфы со ссылкой на отсутствие полномочий по распоряжению является необоснованным.
Согласно статье 25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается следующими земельными участками, на которые не разграничена в столице РБ - городе Уфа: занятыми городскими лесами и лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций, древесно-кустарниковой растительностью, в том числе защитного назначения.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента РБ от 12.07.2007 г № УП-335, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства
Как следует из Плана земельного участка, обработанного по материалам МУП «Уфаземкадастр» земельный участок дома № на <адрес> находится в кадастровом квартале № на территории городских лесов, непокрытых лесом; категория земель - земли поселений. Не относится к категории земель лесного фонда.
Отсутствие распоряжения Правительства РБ об утверждении материалов лесоустройства с уточнением площадей, распоряжение которыми осуществляется Администрацией городского округа город Уфа РБ не может являться основанием отказа в приватизации земельного участка, поскольку в силу п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
Нахождение земельного участка на территории городских лесов непокрытого лесной растительностью и отнесение его по градостроительному регламенту к рекреационной зоне Р-2 с условным разрешением жилых домов не является основанием для отказа в приватизации, поскольку законом не предусмотрены данные обстоятельства как основание для отказа в приватизации и статьи Земельного кодекса РФ не содержат таких запретов.
Отказы со ссылкой на отсутствие полномочий являются формальными, не основанными на законе.
Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлено единство земельного участка и прочно связанного с ним объектов, за исключением случаев, предусмотренных законами.
Статья 25.1. Закона РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» применяться к земельному участку дома 6 Кордона № 4 г.Уфы применяться не может, т.к.на этом земельном участке, как следует из материалов дела, нет лесных насаждений.
23 августа 2005г. было принято Распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 762-р. Согласно пункту 1 Распоряжения из данных государственного учета лесного фонда были исключены земли Благовещенского, Бельского, Уфимского и специализированного лесопаркового лесхозов Агентства лесного хозяйства по РБ, расположенные в границах муниципального образования город Уфа. Согласно пункту 2 и пункту 3 Распоряжения указанные земли были отнесены к категории земель населенных пунктов и переданы по акту приема-передачи Администрации города Уфы.
В приложении №1 к Распоряжению указаны кварталы №13-31 Уфимского лесничества, куда и относился спорный земельный участок.
Между тем в силу пункта "г" части 2 статьи 102 Лесного кодекса городские леса относятся к защитным лесам.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации к землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий).
Таким образом, в Государственном кадастре объектов недвижимости отсутствует информация об отнесении земельного участка к землям природоохранного назначения с особыми условиями использования территории.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок согласно утвержденным документам отнесен к территории городских лесов.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Администрации городского округа г. Уфа в предоставлении земельного участка в собственность за плату является необоснованным, в связи с чем, требования Нигматуллина А.Ф. об обязании Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка на земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нигматуллина А.Ф. к Администрации городского округа г.Уфа РБ об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи с Нигматуллиным А.Ф. земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и направить его Нигматуллину А.Ф. в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Д.И. Мустафина