2-1485/2011 по иску Султанаевой О.С. к КУМС, Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на квартиру



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-1485/11

12 мая 2011 года г. Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В.,

при секретаре Мударисовой Е.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Султанаевой О.С. к Администрации Городского округа город Уфа, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Султанаева О.С. обратилась в суд с иском к Администрации Городского округа город Уфа, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: г.Уфа, ул.<адрес>

В обоснование заявленных требований указано, что истец проживает и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: г. Уфа ул. <адрес> с 2009 г. Указанное жилое помещение находится в доме, использовавшемся в качестве общежития.

На основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа РБ № 4604 от 22.09.2009 г., акта приема-передачи от 30.11.2009 г. жилой дом по адресу: <адрес>, принят в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О введение в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Договор социального найма на занимаемое Султанаевой О.С. жилое помещение - <адрес> заключен с МУП «УЖХ г. Уфы» 07.12.2010 г за №1412.

В управление приватизации жилых помещений МУП «Центр недвижимости» г. Уфы были представлены: справка МУП «УЖХ» г. Уфы филиал «Единый расчетно-кассовый центр» «Калининский район отд. «Северное» о регистрации № 695 от 24.01.2011 г., технический паспорт на <адрес> справка о том, что право на бесплатную приватизацию жилого помещения не использовано, выданная на имя Султанаевой О.С. (справка УГФ ГУП «БТИ РБ» № 10871 от 24.02.2011 г.).

Согласно части 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы

Для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан на указанный объект недвижимого имущества Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан были сданы необходимые документы. Однако истцу было отказано по причине того, что не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, а именно: согласно ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ОАО «УМПО» на жилое строение общей площадью 8490 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на основании плана приватизации УМПО, утвержденного Решением Государственного Комитета РБ по управлению государственным имуществом № 10 от 05.02.1993 г. Не представлены заявления ОАО «УМПО» на государственную регистрацию прекращения права собственности на здание, на государственную регистрацию права собственности на комнату, заявление на переход права собственности на комнату. Указанные документы в КУМС г. Уфы отсутствуют.

При обращении в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа РБ был получен ответ №С -178 от 17.02.2011 г., о том, что указанные документы в Комитете отсутствуют, приватизация <адрес> невозможна.

Таким образом, проведение государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан в установленном законом порядке не представляется возможной. В результате Султанаева О.С. не имеет возможности реализовать предоставленное законом право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включаяжилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

По смыслу указанного закона право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права.

В том случае, если по каким-либо причинам государственная регистрация права муниципальной собственности невозможна, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения, что нарушает конституционные права, предусмотренные ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Если государство устанавливает в законе право гражданина на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке (ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).

Согласно ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество и сделок с ним. Право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.

Занимаемая Султанаевой комната, согласно закону, не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, Султанаева О.С., проживающая в указанном жилом помещении, ранее в приватизации не участвовала.

В ходе судебного заседания истец Султанаева О.С. и ее представитель по доверенности Кудояров Р.Р. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики по делу - администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки.

С учетом мнения истца, его представителя, полагавших о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

П. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Согласно абзаца 1 статьи 9 Закона Российской Федерации “Об основах Федеральной жилищной политики” от 24 декабря 1992 года при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

В соответствии с материалами дела <адрес>.Уфы предоставлена истцу Султанаевой О.Г. 10.02.2008 (согласно поквартирной карточке), истцу Султанаевой О.С. МУП «УЖХ г.Уфы» предоставило жилое помещение по адресу: г. Уфа, <адрес> жилой площадью 11,3 кв.м на основании договора социального найма №1412 от 07.12.2010. Сведений о других лицах, зарегистрированных по указанному адресу и имеющих право на приватизацию, у суда не имеется.

В феврале 1993 года Председатель Коллегии Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом, принял решение, которым утвердил приватизацию Уфимского моторостроительного производственного объединения УМПО.

Согласно Плану приватизации Уфимского моторостроительного производственного объединения в состав имущества, подлежащего акционированию, в состав Уфимского моторостроительного производственного объединения вошло общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.

В феврале 1993 года состоялось решение Коллегии государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом о преобразовании Уфимского моторостроительного производственного объединения в акционерное общество открытого типа.

На основании постановления Главы Администрации ГО г. Уфы от 22.09.2009 года, акта приема-передачи от 30.11.2009 общежитие ОАО «УМПО», расположенное по адресу: <адрес>, с инженерными сетями и коммуникациями со встроено-пристроенными нежилыми помещениями принято в муниципальную собственность ГО г. Уфа РБ.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что дом <адрес> Уфы Республики Башкортостан вошел в уставной капитал открытого акционерного общества “Уфимское моторостроительное производственное объединение”, которое ранее, до его приватизации, находилось в ведении государства.

Анализ вышеизложенного позволяет суду сделать следующий вывод: <адрес> города Уфы Республики Башкортостан вошел в уставной капитал открытого акционерного общества “Уфимское моторостроительное производственное объединение” в нарушение пункта 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и статье 9 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”.

В пользу этого вывода суда говорит то обстоятельство, что обязанность ответчика в силу названных выше норм права по передаче жилищного фонда предприятий, принадлежавших государству, в ведение государственных или муниципальных органов носит безусловный характер.

Принимая во внимание, что спорное жилое помещение, предоставленное истцу, в нарушение действовавшего законодательства вошло в уставной капитал акционерного общества открытого типа, что нарушает жилищные права истцов по приватизации спорного жилого помещения; в настоящее время жилое помещение, <адрес> города Уфы Республики Башкортостан, является изолированным и оборудованным отдельным санузлом. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиками по делу и подтверждается техническим паспортом спорного жилого помещения, истец не участвовал в приватизации, что подтверждается справкой ГУП "БТИ РБ". Суд полагает требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По изложенным мотивам суд считает требования иска обоснованными и основанными на нормах действующего законодательства и подлежащими удовлетворению.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Султанаевой О.С. удовлетворить.

Признать за Султанаевой О.С. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица <адрес>

Данное решение является основанием для регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ за Султанаевой О.С. права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Калининский районный суд г. Уфы.

Судья: Бикчурина О.В.