Д№ 2-1517/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2011 годаг.Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В. при секретаре Мударисовой Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салихова В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о расторжении договора аренды земельного участка, понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Салихов В.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о расторжении договора аренды земельного участка, понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка. В обосновании указал, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес> Б на основании решения Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22.11.2004г № б/н, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 10.07.2009г., расположенном на земельном участке площадью 838 кв.м., кадастровый номер №.
На земельный участок, на котором расположен указанный жилой дот, заключен Договор аренды от 23.03.2005г. № 1146-05, срок действия договора истек 25.04.2010г.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ.
Согласно п.5 ч1 ст.1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ: «Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами».
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан осуществляется за плату (ст. 28 ЗК РФ).
02 августа 2010г., а также 13.12.2010г. истцом в Администрацию ГО г.Уфа было подано заявление с требованием: расторгнуть договор аренды и передать в собственность указанный земельный участок.
26 августа 2010г. Администрация ГО г.Уфа отказала в предоставлении данного земельного участка в собственность на основании того, что данный земельный участок расположен в границах красных линий.
Истец считает, что данное основание отказа полностью не соответствует закону, так как согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г.: «в силу ч.4 ст. 28 ЗК РФ отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, не допускается, если федеральным законодательством такое предоставление разрешено».
В данном случае запрет на предоставление земельного участка в собственность, а также Решение о резервировании данного земельного участка установлено решением муниципального органа - Советом городского округа г.Уфа.
Согласно ст.28 ч.4 ЗК РФ: «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009: «Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ».
В соответствии с ГК РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество...» № 122-ФЗ от 21.07.97г., ЗК РФ, а также, Положением «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты - земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в ГУ ФРС РБ, а также в органе кадастрового надзора - Кадастровой палате РБ.
Соответственно п.1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ: «Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом».
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с Кадастровым паспортом земельного участка от 25.12.2010г., а также Выпиской из ЕГРПНИ ГУ ФРС о зарегистрированных правах на земельный участок от 27.02.2009г. какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо ГУ ФРС РБ отсутствует, что означает недействительность существования резервирования данного земельного участка.
Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
В данном случае Администрация ГО г.Уфы основывает свой отказ на п.4 ст. 28 ЗК РФ, который допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Что касается ссылок на п. 4 ст. 28 ЗК РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, то есть свободные от прав граждан и юридических лиц.
О том же говорит и п.2 ст. 16 Закон РБ от 05.01.2004 г. N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Это означает, что резервирование земель для государственных нужд может быть осуществлено лишь на свободные от застройки земельные участки.
На спорный земельный участок не имеется каких-либо зарегистрированных прав иных лиц, он не является ограниченным в обороте, либо изъятым из оборота, согласно полученным документам.
На земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, заключен Договор аренды от 23.03.2005г. № 1146-05, не содержащий каких-либо ограничений на данный земельный участок.
Истец и его представители, допрошенные в судебном заседании, исковые требования поддержали, дополнительно пояснили следующее.
Ответчик, заявляя, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность истца посредством заключения договора купли-продажи земельного участка осуществлен во исполнение норм Земельного кодекса РФ и сослался на то, что данный земельный участок находится в границах красных линий с 1958 года, данный участок расположен на землях общего пользования и предназначен для строительства дороги местного значения, не представил ни одного доказательства в обоснование заявленных возражений.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии -линии, обозначающие существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы участков, на которых расположены линии электропередачи, связи, трубопроводы, автотранспортные дороги, железнодорожные линии и др. линейные объекты; территории общего пользования- территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, бульвары, скверы, набережные.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в т.ч. правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ по доверенности Ахтямов М.С. требования иска не признал, просил в удовлетворении отказать. Показал, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность, так как является земельным участком, оборот которого ограничен в связи с тем, что земельный участок находится в красных линиях еще с 1958 года в соответствии с утвержденным проектом планировки Генерального плана основной части г. Уфы, а также в соответствии с Решением Совета городского округа г.Уфа РБ от 04.08.2006 года № 14/4 «Об утверждении корректировки Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан». Испрашиваемый земельный участок находится на территории действующей автомобильной дороги местного значения и планируемой автомобильной дороги. Таким образом, решение Администрации ГО г.Уфа РБ об отказе в предоставлении в собственность истца земельного участка вынесено с соблюдением требования закона и с учетом неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования. В случае, если земельный участок будет передан в собственность истца, то в последующем при его изъятии Администрация ГО г.Уфа РБ может понести материальные расходы, связанные с выкупом земельного участка, которые могли бы пойти на строительство еще одного детского сада или поликлиники.
Представитель третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ Андреев Ю.В. иск не признал, просил в удовлетворении отказать пояснил, что земельный участок находится в границах красных линий.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, рассмотрев представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Истец является собственником жилого дома по адресу: <адрес> Б, на основании решения Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22.11.2004г № б/н, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 10.07.2009г., расположенном на земельном участке площадью 838 кв.м., кадастровый номер №.
На земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, заключен Договор аренды от 23.03.2005г. № 1146-05, срок действия договора истек 25.04.2010г. Окончание срока действия договора является основанием для его прекращения (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Истец письменно заявил о прекращении договора аренды от 23.03.2005г. № 1146-05. Ответчик не выполнил, предусмотренную ст. 36 ЗК РФ, процедуру по заключению договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование своих доводов истцом представлены документы.
Топосъемка Главархитектуры по состоянию на 15.10.10г. содержит надпись «красные линии на данном участке в стадии проектирования».
Справка Главархитектуры № 7-4408/опо от 17.05.11г. в ответ на обращение о сроках сноса жилого дома по адресу: <адрес> Б, где указано, что ранее готовились документы для организации торгов по продаже права аренды на земельный участок по указанному адресу под строительство автосалона. В настоящее время оформление документов не ведется. Застройщик отсутствует, сроки сноса не определены.
Решение Совета ГО г. Уфа РБ от 23.12.10 г. № 32/15 «О резервировании земельного участка в границах ГО г. Уфа РБ для муниципальных нужд», в пункте 3 которого указано, что кадастровые номера участков, расположенных на земельном участке, подлежащем резервированию указаны в Приложении № 2. Раздел Приложения «Действующие красные линии» не содержит кадастровый номер земельного участка № № принадлежащего истцу.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ: «Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами».
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан осуществляется за плату (п. 2 ст. 28 ЗК РФ).
В соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009: «Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ».
В соответствии с ГК РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество...» № 122-ФЗ от 21.07.97г., ЗК РФ, а также, Положением «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты - земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в ГУ ФРС РБ, а также в органе кадастрового надзора - Кадастровой палате РБ.
Соответственно п.1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ: «Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом».
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с Кадастровым паспортом земельного участка от 25.12.2010г., а также Выпиской из ЕГРП о зарегистрированных правах на земельный участок от 27.02.2009г. какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо ГУ ФРС РБ отсутствует, что означает недействительность существования резервирования данного земельного участка.
Ответчиком, обязанным в обосновании своих доводов в соответствии со ст. 56 ГПК РФ предоставить суду доказательства наличия ограничений по предоставлению в собственность земельного участка, указанные доказательства суду не предоставлены.
Следовательно, данный земельный участок не имеет ограничений или запретов на предоставление в собственность, предусмотренных Федеральным законодательством и оформленных надлежащим образом.
Представитель ответчика на вопросы суда о наличии решения об изъятии испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд, направлении истцу уведомления о выкупе жилого дома истца, заключении договора застройки данного земельного участка, фактическом изъятии земельного участка кадастровый номер №, ответил отрицательно. Доводы представителя ответчика о необязательности регистрации обременении на земельный участок и праве регистрировать
обременения по желанию ответчика оцениваются судом критически и не может быть приняты во внимание в связи с их противоречием действующему законодательству.
Довод о том, что отказ в продаже земельного участка обоснован расположением земельного участка истца на территории общего пользования - действующей автомобильной дороги по <адрес> и планируемой автомобильной дороги противоречит представленным истцом доказательствам отсутствия ограничений на земельный участок истца, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 25.12.2010г. № 02/10/1-771281, который устанавливает вид разрешенного использования земельного участка площадью 838 кв.м. - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек по адресу: <адрес>Б.
На спорный земельный участок не имеется каких-либо зарегистрированных прав иных лиц, он не является ограниченным в обороте, либо изъятым из оборота, согласно представленным документам.
На основании изложенного и в соответствие ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Исковые требования Салихова В.В. к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить полностью.
Расторгнуть Договор аренды № 1146-05 от 23 марта 2005г. земельного участка по адресу: <адрес> Б, площадью 838 кв.м., кадастровый номер №
Обязать Администрацию ГО г. Уфа заключить с Салиховым В.В. договор купли-продажи земельного участка, площадью 838 кв.м., кадастровый номер № расположенного по адресу: <адрес> Б.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течении 10 дней.
СудьяБикчурина О.В.