Дело № 2-2688/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 июля 2011 года Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сулеймановой А. Т. при секретаре Давлетбаевой Г. Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пракиной Е.Ю. к Администрации городского округа г. Уфа об обязании предоставления земельного участка в собственность за плату, У С Т А Н О В И Л: Пракина Е. Ю. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа об обязании предоставления земельного участка в собственность за плату. В обоснование указала, что является собственником домовладения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Указанный дом расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв. м., который был предоставлен истцу в аренду сроком на 10 лет для строительства индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с просьбой о предоставлении ей земельного участка в собственность за плату. Однако получила отказ в связи с тем, что земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, отнесенных к землям, ограниченным в обороте. Согласно требованиям закона Администрация ГО г. Уфа не произвела регистрацию ограничения прав на землю, в том числе и на спорный земельный участок. Следовательно, нет законных оснований для отказа в передаче спорного земельного участка в собственность. Истец просит суд обязать ответчика предоставить Пракиной Е. Ю. земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в собственность за плату. Пракина Е. Ю. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской. В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы Пракиной Е. Ю. в судебном заседании представляла Шаймухаметова Э. В., действующая по доверенности. Представитель Шаймухаметова Э. В., действующая по доверенности, в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик - представитель Администрации городского округа г. Уфа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Пракина Е. Ю. на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, кадастрового паспорта здания является собственником домовладения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ между КУМС Администрации ГО г. Уфа и Пракиной Е. Ю. был заключен договор № аренды земельного участка по адресу: <адрес> (установлено в 99 м на запад относительно ориентира: жилой <адрес> В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в пункте 1 ст. 2 указанного Закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В соответствии с ч. 2 ст. 25. 6 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ №-з, до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в ч. 1 указанного закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в городе Уфа - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка. Согласно ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», со дня введения в действие Земельного кодекса РФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте. Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Истец обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении занимаемого ею земельного участка в собственность за плату. В соответствии с письмом Администрации ГО г. Уфа земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, в связи с чем предоставление земельного участка в собственность не предоставляется возможным. Материалами дела подтверждается, что собственником домовладения по адресу: <адрес> является Пракина Е. Ю., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Как установлено судом, истец является арендатором испрашиваемого земельного участка на основании договора аренды. Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Вышеуказанные нормы не содержат ограничений права приобретения земельного участка в собственность в случае, если участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов. Факт заключения между истцом и Администрацией ГО г. Уфа договора аренды спорного земельного участка не препятствует истцу реализовать имеющее у него права на получение земельного участка, на котором расположено домовладение, принадлежащее ему на праве собственности в собственность. Так, в соответствии с пунктом 2.2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ. Таким образом, судом установлено, что истец имеет право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположено принадлежащее ей домовладение. Нахождение земельного участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу п. п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность. В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН. 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом. В соответствии со ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного - бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения в соответствии их санитарными правилами. Ответчиком суду не представлены доказательства (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по РБ, проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного-бытового водоснабжения, утвержденный органом исполнительной власти Республики Башкортостан), с достоверностью подтверждающие невозможность передачи в собственность истцу Пракиной Е. Ю. испрашиваемого земельного участка. В письме МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется сведений о принятии органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, которые относятся к местоположению спорного земельного участка, не указано в санитарной зоне какого водного объекта расположен спорный земельный участок. В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений. Статьей 15 указанного закона установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения. Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обремени) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права. Как разъяснено в п. 4 письма Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке «16» раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке «16» раздела КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобное) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть земельного участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится соответствующая информация, содержащая индивидуальные обозначения такой зоны. При этом, если государственный кадастровый учет части земельного участка не осуществлен, дополнительно в строке «16» указывается, что в кадастре отсутствуют сведения о части земельного участка, входящей в зону. При этом в разделе В.2 кадастрового паспорта или кадастровой выписки границы зоны отображаются при наличии соответствующей технической возможности. Согласно кадастрового паспорта на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ, земельный участок по адресу: <адрес> <данные изъяты> кв. м. имеет кадастровый номер №, относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для строительства индивидуального жилого дома». Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти или местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в обороте. Таким образом, суд полагает требования Пракиной Е.Ю. к Администрации городского округа г. Уфа об обязании предоставления земельного участка в собственность за плату обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь, ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Пракиной Е.Ю. к Администрации городского округа г. Уфа об обязании предоставления земельного участка в собственность за плату удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа г. Уфа предоставить Пракиной Елене Юрьевне земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> собственность по цене в соответствии с действующим законодательством. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы. Судья: А. Т. Сулейманова