Д№ 2-1770/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июля 2011 года Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В. при секретаре Мударисовой Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева Н. А. к ООО Строительная компания «Ключ» о защите прав потребителя, УСТАНОВИЛ: Беляев Н.А. обратился в суд с иском к ООО Строительная компания «Ключ» о защите прав потребителя. В обоснование указал, что 20 апреля 2010 года между истцом и ответчиком был заключен договор на изготовление и установку оконных конструкций в количестве 7 штук стоимостью 42 300 рублей. Истец оплатил услугу в полном объеме, свои обязательства выплатил. Ответчик свои обязательства выполнил ненадлежащим образом, так как установленные ответчиком окна промерзают в нижней части. 14.02.2011 года истец обратился к ответчику с претензией и с требованием о безвозмездном изготовлении и установлении новых окон в течение 15 рабочих дней. Ответчик получил претензию, но требование потребителя не выполнил. В сильные морозы стеклопакет лопнул. Истец считает, что его права потребителя нарушены, просит: обязать ответчика безвозмездно изготовить из однородного материала и установить оконные конструкции в количестве 7 штук, взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за нарушение требования потребителя, взыскать с ответчика судебные расходы на нотариальную доверенность в сумме 500 рублей, стоимость секретарских услуг в сумме 50 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей, а также взыскать с ответчика штраф. Истец Беляев Н.А. и его представитель по доверенности Морозов Р.П. иск поддержали, просили удовлетворить. Беляев Н.А. показал, что он хотел установить новые окна в доме, чтобы было тепло, но получилось, что ему ответчиком были установлены такие окна, что промерзали изнутри и, в конце концов, стекло на одном из окон лопнула. Всю зиму они жили с окном, заткнутым подушкой. Когда рабочие ставили она, они разговаривали между собой, что им не хватает монтажной пены, видимо, окна установлены с нарушением правил. Истец только хочет, чтобы у него в доме не промерзали окна. Претензия, которую истец направил ответчику, до сих пор не рассмотрена, ответчик его игнорирует. Судебные уведомления, направляемые по юридическому адресу ответчика ООО СК «Ключ» возвращаются в суд с отметкой, что адресата нет. Представитель ООО СК «Ключ», имеющий право действовать от имени юридического лица без доверенности, директор Лушпа В.Е., неоднократно извещенный судом о времени и месте судебных заседаний по телефону, в судебное заседание не явился, по телефону пояснил, что ситуация ему известна, претензия истца получена, экспертизу по поводу качества установленных оконных конструкций не проведена, представитель ответчика не хочет приходить в судебное заседание, тратить свое время, так как ему известно, что суд все равно примет позицию истца. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения истца и представителя истца, суд полагает причину неявки представителя ответчика в судебное заседание неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В судебном заседании было установлено следующее. 20 апреля 2010 года между ООО Строительная компания «Ключ» (Продавцом) и Беляевым Н.А. (Покупателем) был заключен договор № 148, в соответствии с условиями которого Продавец принимает на себя обязательство осуществить поставку товара -изделия из ПВХ профиля согласно приложению 1 (окно 3к, белого цвета, 4М1х6х4М1х6х4М1, площадью 10,50 кв.м., стоимостью 1 кв.м. - 3 807,93 рубля, в количестве 7 штук), Покупатель обязуется оплатить стоимость изделия в сумме 42 3000 рублей. Срок исполнения заказа - 15 дней. Гарантийный срок на изделие из ПВХ профиля при условии его монтажа силами исполнителя составляет 5 лет. Истец оплатил услугу в полном объеме, свои обязательства выплатил. 14.02.2011 года истец обратился к ответчику с претензией, что окна, установленные ответчиком, промерзают в нижней части. Истец просит безвозмездно изготовить и установить новые окна в течении 15 рабочих дней. Претензия получена ответчиком 14.02.2011 года, не рассмотрена до настоящего времени. В обоснование своих доводов истцом были представлены суду фотографии, на которых изображены установленные оконные конструкции, имеющие в нижней части наледь. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. При этом потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Принимая во внимание, что истец заказал у ответчика услугу по изготовлению и установке оконных конструкций в своем жилом доме, то есть для личных нужд, отношения возникшие меду истцом и ответчиком регулируются Законом «О защите прав потребителей». Согласно ст. 17 Закона «О Защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом. На основании ч. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. На основании ст. 13 Закона «О Защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула). Указанное требование предъявляется потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров. На основании ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Согласно ст. 21 Закона «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченнойорганизациейилиуполномоченныминдивидуальнымпредпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. В соответствии со ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных ст.ст. 20, 21, 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь. Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы. По ст. 30 Закона «О защите прав потребителей» недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. Согласно ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьей 28 настоящего Закона. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. На основании Закона «О защите прав потребителей» на продавца, исполнителя работ (услуг) возлагается обязанность по доказыванию того обстоятельства, что потребителю передан товар или оказана услуга надлежащего качества, а также на продавца, исполнителя работ (услуг) возлагается обязанность по доказыванию отсутствия своей вины в предоставлении товара, оказания услуги ненадлежащего качества. Каких-либо доказательств указанных обстоятельств ответчиком суду не представлено, следовательно, в судебном заседании установлено, что истцу ответчиком продан товар и оказана услуга ненадлежащего качества, что влечет за собой удовлетворение исковых требований об обязании ответчика безвозмездно изготовить из однородного материала и установить оконные конструкции в количестве 7 штук Поскольку претензии получена ответчиком 14.02.02011 года, с 11.03.2011 года (срок исполнения требования потребителя по его заявлению истек 10.03.2011 года) до настоящего требования потребителя не исполнены, неустойка рассчитывается за период с 11.03.2011 года по день вынесения решения исходя из стоимости работы в суме 42 300 рублей: 42 300 рублей х 3% х 137 дней = 173 853 рублей. В соответствии со ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа. Учитывая, что на основании статьи 28 Закона «О защите прав потребителей» неустойка не может превышать стоимости работ, то взысканию с ответчика в пользу истца подлежит неустойка в сумме 42 300 рублей. В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Принимая во внимание, что законные требования потребителя не были удовлетворены ответчиком без уважительных причин, претензия истца даже не была рассмотрена, что говорит о нигилизме и циничности ответчика, суд полагает, что с учетом требований разумности, справедливости, степени нравственных страданий истца, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 5 000 рублей. На основании части 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 23 650 рублей ((42 300 + 5 000) х 50%). В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства также подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 669 рублей (1 469 рублей - по требованию имущественного характера и 200 рублей по требованию о компенсации морального вреда). На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы на секретарские услуги в сумме 50 рублей и расходы по выдаче нотариальной доверенности в сумме 500 рублей, расходы подтверждаются соответствующими квитанциями. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ограниченной ответственностью Строительная компания «Ключ» безвозмездно изготовить и установить в доме по адресу: <адрес>, надлежащего качества новые оконные конструкции в количестве 7 штук, имеющие технические характеристики в соответствии с приложением № 1 к договору № 148 от 20.04.2010 года, заключенному между Беляевым Н.А. и ООО СК «Ключ». Обязать Беляева Н.А. вернуть ООО СК «Ключ» демонтированные оконные конструкции, установленные ранее на основании договора № 148 от 20.04.2010 года, заключенного между Беляевым Н.А. и ООО СК «Ключ», в количестве 7 штук, осуществив демонтаж и транспортировку оконных конструкций за счет ООО СК «Ключ». Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Ключ» в пользу Беляева Н.А. неустойку в сумме 42 300 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, судебные расходы по оплате секретарских услуг в сумме 50 рублей, расходы по выдаче нотариальной доверенности в сумме 500 рублей. А всего взыскать 47 850 (сорок семь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Ключ» в доход государства государственную пошлину в сумме 1 669 (одна тысяча шестьсот шестьдесят девять) рублей, штраф в размере 23 650 (двадцать три тысячи шестьсот пятьдесят) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Калининский районный суд г. Уфы. Судья:Бикчурина О.В.