2-2833/2011 по иску Аюпова Ф.Н. к администрации ГО г.Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка (решение вступило в законную силу 28.06.2011г.)



     дело № 2 - 2833 / 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года                            город Уфа

Калининский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Мустафиной Д.И.,

при секретаре судебного заседания Селиванец Ю.А.,

рассмотрев в помещении суда, в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Аюпова Ф.Н. к администрации Городского округа город Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

установил:

Аюпов Ф.Н. обратился в суд с вышеприведенным иском, требуя обязать Администрацию Городского округа г.Уфа РБ заключить с ним договор купли-продажи земельного участка площадью 3011 кв.м. с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ. № , находящегося по адресу: <адрес> по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством РФ.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что является собственником индивидуального жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> на основании решения Калининского районного суда г.Уфа РБ от 29.04.2009г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Истец обратился в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, но ему был дан ответ, что данный земельный участок располагается на территории городских лесов г.Уфы и полномочиями по распоряжению земельным участком обладает правительство РБ, в связи с чем, истец вынужден обратится в суд с вышеприведенным иском.

Определением Калининского районного суда г.Уфа РБ от 06.06.2011г. приняты уточнения к основаниям искового заявления, в соответствии с которыми истец просит обязать Администрацию ГО г.Уфа РБ заключить с ним договор купли-продажи в собственность земельного участка площадью 3011 кв.м. с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ. № , находящегося по адресу: <адрес> по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством РФ.

В судебном заседании истец Аюпов Ф.Н. и его представитель Аюпова Э.И. (доверенность в деле л.д. 42) просили требования удовлетворить по основаниям, приведенным в уточненном исковом заявлении.

Ответчик, будучи заблаговременно и надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, при этом от него не поступало просьб об отложении судебного заседания и сообщений о невозможности явки в суд по уважительной причине.

Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела в совокупности с представленными в нем доказательствами, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что решением Калининского районного суда г.Уфа РБ от 19.12.2008г. и вступившим в законную силу, за Аюповым Ф.Н. признано право собственности на самовольно построенные строения, расположенные по адресу: <адрес>. На основании данного решения суда истцу Аюпову Ф.Н. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Материалы дела также содержат решение Калининского районного суда г.Уфа РБ от 15.09.2010г., которым удовлетворены исковые требования Аюпова Ф.Н. о признании права собственности на земельный участок общей площадью 3011 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Кассационной инстанцией решение суда от 15.09.2010г. отменено и вынесено новое решение, которым отказано Аюпову Ф.Н. в исковых требованиях о признании права собственности на земельный участок, указав, что у суда не имелось оснований для предоставления Аюпову Ф.Н. земельного участка бесплатно.

В материалах дела имеется сообщение Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому спорный земельный участок располагается на территории городских лесов г.Уфы и в соответствии со ст.25.1 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» полномочиями по распоряжению земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан, на стадии согласования находится проект распоряжения Правительства РБ об утверждении материалов лесоустройства с уточнением площадей, распоряжение которыми осуществляется Администрацией ГО г.Уфа РБ.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.1 ст. 36, Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, сооружения, строения, расположенные на земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, или по п.1.ст.20 ЗК бессрочное пользование. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК осуществляет подготовку договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03.11.1998 г № 25-П, Определение от 12 мая 2005 г № 187-0).

Из п.6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 Земельного Кодекса - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованным лицам - собственникам, расположенного на нем строения.

Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного Кодекса РФ установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель государственных и муниципальных нужд. Других оснований для отказа в приватизации земельных участков законом не предусмотрено.

Администрацией не представлено доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии с федеральным законодательством.

Отказ Администрации г. Уфы со ссылкой на отсутствие полномочий по распоряжению является необоснованным.

Согласно статье 25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается следующими земельными участками, на которые не разграничена в столице РБ - городе Уфа: занятыми городскими лесами и лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций, древесно-кустарниковой растительностью, в том числе защитного назначения.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента РБ от 12.07.2007 г № УП-335, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства

Как следует из Плана земельного участка земельный участок <адрес> находится в кадастровом квартале на территории городских лесов, непокрытых лесом; категория земель - земли поселений. Не относится к категории земель лесного фонда. Согласно кадастрового паспорта кадастровый номер земельного участка , категория земель : земли населенных пунктов.

Отсутствие распоряжения Правительства РБ об утверждении материалов лесоустройства с уточнением площадей, распоряжение которыми осуществляется Администрацией городского округа город Уфа РБ не может являться основанием отказа в приватизации земельного участка, поскольку в силу п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.

Нахождение земельного участка на территории городских лесов непокрытого лесной растительностью и отнесение его по градостроительному регламенту к рекреационной зоне Р-2 с условным разрешением жилых домов не является основанием для отказа в приватизации, поскольку законом не предусмотрены данные обстоятельства как основание для отказа в приватизации и статьи Земельного кодекса РФ не содержат таких запретов.

Отказы со ссылкой на отсутствие полномочий являются формальными, не основанными на законе.

Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлено единство земельного участка и прочно связанного с ним объектов, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Статья 25.1. Закона РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» применяться к земельному участку <адрес> применяться не может, т.к.на этом земельном участке, как следует из материалов дела, нет лесных насаждений.

23 августа 2005г. было принято Распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 762-р. Согласно пункту 1 Распоряжения из данных государственного учета лесного фонда были исключены земли Благовещенского, Бельского, Уфимского и специализированного лесопаркового лесхозов Агентства лесного хозяйства по РБ, расположенные в границах муниципального образования город Уфа. Согласно пункту 2 и пункту 3 Распоряжения указанные земли были отнесены к категории земель населенных пунктов и переданы по акту приема-передачи Администрации города Уфы.

В приложении №1 к Распоряжению указаны кварталы № Уфимского лесничества, куда и относился спорный земельный участок.

Между тем в силу пункта "г" части 2 статьи 102 Лесного кодекса городские леса относятся к защитным лесам.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации к землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий).

Таким образом, в Государственном кадастре объектов недвижимости отсутствует информация об отнесении земельного участка к землям природоохранного назначения с особыми условиями использования территории.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок согласно утвержденным документам отнесен к территории городских лесов.

На основании изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Администрации городского округа г. Уфа в предоставлении земельного участка в собственность за плату является необоснованным, в связи с чем, исковые требования Аюпова Ф.Н подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 192 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Аюпова Ф.Н. к администрации Городского округа город Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Обязать Администрацию Городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Аюповым Ф.Н. договор купли-продажи земельного участка площадью 3011 кв.м. с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, находящегося по адресу: <адрес> по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством РФ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Республики Башкортостан по гражданским делам в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы в суд, принявший решение.

      

Судья                                                 Д.И.Мустафина