Дело № 2-3254/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 года Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сулеймановой А. Т. при секретаре Давлетбаевой Г. Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпунина Б.И. к Администрации городского округа г. Уфа о признании недействительным договора аренды, признании права собственности на земельный участок, по иску третьего лица Антроповой Т.И. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Карпунин Б. И. обратился в суд с иском к Администрации Городского округа г. Уфа о признании недействительным договора аренды и признании права собственности на земельный участок. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ году Карпунина Е. В. по договору купли-продажи приобрела 1/2 доли жилого дома по адресу: <адрес>. После смерти Карпуниной Е. В. часть жилого дома унаследована сыном Карпуниным В. И. ДД.ММ.ГГГГ ПП умер. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону наследником 1/2 доли домовладения по адресу: <адрес> стал его брат Карпунин Б. И. Указанный дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. ДД.ММ.ГГГГ между Карпуниным Б. И. и КУМС был заключен договор аренды. Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа о расторжении договора аренды, однако ему было отказано. Истец просит суд признать недействительным договор аренды за № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ Администрации ГО г. Уфа о расторгнуть договор аренды земельного участка, признать за Карпуниным Б. И. право собственности на 1/2 долю земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Третье лицо Антропова Т. И., заявляющая самостоятельные требования, обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок. В обоснование указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году ее родители по договору купли-продажи приобрели 1/2 долю жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно свидетельства о праве на наследство Антропова Т. И. является собственником 1/2 доли домовладения. Истец Антропова Т. И. просит суд признать за ней право собственности на 1/2 долю с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>. м., расположенного по адресу: <адрес>. Истец Карпунин Б. И. исковые требования и требования третьего лица поддержал, просил удовлетворить. Истец Антропова Т. И. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении повестки. В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы третьего лица Антроповой Т. И. в судебном заседании представляет Тоцков Е. М., действующий по доверенности. Представитель Тоцков Е. М. на судебном заседании исковые требования Карпунина Б. И. и требования третьего лица Антроповой Т. И. поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлениях. Ответчик Администрация ГО г. Уфа на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении повесток. Причины неявки суду не известны. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон. Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Карпунин Б. И. на основании свидетельства о праве на наследство является собственником 1/2 доли в праве собственности на домовладение № по <адрес> в <адрес>. Антропова Т. И. на основании свидетельства о праве на наследство также является собственником 1/2 доли домовладения по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами гражданского дела. ДД.ММ.ГГГГ между КУМС Администрации ГО г. Уфа и Карпуниным Б. И. был заключен договор № аренды земельного участка. Антропова Т. И. обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении ей спорного земельного участка в собственность. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Антроповой Т. И. было отказано в связи с тем, что земельный участок по адресу: <адрес> расположена в границах красных линий и во втором поясе санитарной охраны водозаборов <адрес>. В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ). Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ). Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ). Как указано в установочной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П (по делу Близинской об основах платного землепользования в <адрес>) - до 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком. В соответствии со ст. 18 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование. В судебном заседании установлено, что предыдущими собственниками домовладения по адресу: <адрес> являлись Карпунина Е. В., Вдовин И. Ф., Карпунин В. И., что подтверждается справкой ГУП БТИ. Суду представлено свидетельство о праве на наследство по закону, выданное Карпунину Б. И. (наследник) после смерти ПП (наследодатель). Согласно указанного свидетельства о праве на наследство указанная доля домовладения принадлежит наследодателю на основании свидетельства о праве на наследство, выданного Старшим государственным нотариусом 4 УГНК ДД.ММ.ГГГГ по реестру №. Согласно завещания от ДД.ММ.ГГГГ ВВ завещал принадлежащую ему 1/2 долю домовладения по адресу: <адрес> своей дочери Антроповой Т. И. После смерти ВВ ДД.ММ.ГГГГ Антроповой Т. И. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию. Согласно указанного свидетельства о праве на наследство по завещанию указанное наследственное имущество: 1/2 доля домовладения по адресу: <адрес> принадлежало наследодателю на основании договора мены строений, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Государственная регистрация прав собственности на земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В силу ст. 25.2 № 122-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок является следующие документы: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ). Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок осуществляется также в случае, если: сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка (в ред Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ). кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе, если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное), (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ), (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ). Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанным с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ является препятствием для государственной регистрации права собственности. В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожная, если закон не предусматривает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Если земельный участок предоставлялся в бессрочное пользование и на момент оспариваемого Договора аренды право постоянного (бессрочного) пользования не было прекращено в порядке, установленном нормами Главы VII Земельного кодекса РФ, то этот земельный участок не мог быть передан в аренду. Действующее законодательство не устанавливает такого основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, как предоставление его по Договору аренды. Согласно п. 2.2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здания, строения, сооружения, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Таким образом, в силу указанной нормы закона право постоянного (бессрочного) пользования переходит на тех же условиях и в том же объеме, какими обладал прежний собственник. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2004 года в ответе на запросы судов, указано, что при переходе права собственности на строение к новому собственнику переходят и все права прежнего собственника строения на земельный участок. В частности, если прежний собственник строения имел земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования, к покупателю, либо к наследнику переходит и право на однократную бесплатную приватизацию его без каких-либо ограничений. Аналогичное разъяснение дано и Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». В соответствии с п. 13 данного постановления покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Истец и третье лицо на законных основаниях владеют и пользуются спорным земельным участком, что является основанием для признания за ними права собственности на земельный участок в соответствии с принадлежностью ему домовладения. Суду представлен акт согласования границ спорного земельного участка со смежными землепользователями. Нахождение земельного участка на границах красных линий не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и др. объектами. В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования. В данном случае, спорный земельный участок используется для обслуживания жилого дома, что отражено в представленном кадастровом паспорте, где в графе «разрешенное использование» указано «для обслуживания жилого дома». Также не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка нахождение во втором поясе санитарной зоны водозабора <адрес>. В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу п. п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность. В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН. 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом. В соответствии со ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного - бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения в соответствии их санитарными правилами. Ответчиком суду не представлены доказательства (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по РБ, проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного-бытового водоснабжения, утвержденный органом исполнительной власти <адрес>), с достоверностью подтверждающие невозможность передачи в собственность Карпунину Б. И. и Антроповой Т. И. испрашиваемого земельного участка. В письме Управления по земельным ресурсам г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется сведений о принятии органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, которые относятся к местоположению спорного земельного участка, не указано в санитарной зоне какого водного объекта расположен спорный земельный участок. В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений. Статьей 15 указанного закона установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения. Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обремени) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права. Как разъяснено в п. 4 письма Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ИМ/<адрес> «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке «16» раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке «16» раздела КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобное) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть земельного участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится соответствующая информация, содержащая индивидуальные обозначения такой зоны. При этом, если государственный кадастровый учет части земельного участка не осуществлен, дополнительно в строке «16» указывается, что в кадастре отсутствуют сведения о части земельного участка, входящей в зону. При этом в разделе В.2 кадастрового паспорта или кадастровой выписки границы зоны отображаются при наличии соответствующей технической возможности. Согласно кадастрового паспорта на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ, земельный участок по адресу: <адрес> имеет кадастровый номер № относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек». Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти или местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в обороте. Проанализировав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что требования Карпунина Б. И. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок, требования Антроповой Т. И. о признании права собственности на земельный участок должны быть удовлетворены на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку требования заявлены в отношении придомового земельного участка лицами, являющимися собственниками расположенного на этом участке жилого дома, и в отношении земельного участка, перешедшего в фактическое пользование. Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Карпунина Б.И. к Администрации городского округа г. Уфа о признании недействительным договора аренды, признании права собственности на земельный участок удовлетворить. Исковые требования Антроповой Т.И. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок удовлетворить. Признать договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа и Карпуниным Б.И., недействительным. Признать за Карпуниным Б.И. право собственности на 1/2 долю земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Признать за Антроповой Т.И. право собственности на 1/2 долю земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № Данное решение является основанием для регистрации за Карпуниным Б.И. права собственности на 1/2 долю земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, за Антроповой Т.И. права собственности на 1/2 долю земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы. Судья: А. Т. Сулейманова