Дело № 2-3716/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 октября 2011 года Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сулеймановой А. Т. при секретаре Давлетбаевой Г. Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляпустиной О.М. к Администрации Городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Ляпустина О. М. обратилась в суд с иском к Администрации Городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок. В обоснование указала, что является собственником домовладения, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее супруг на основании договора купли-продажи стал собственником указанного домовладения. ДД.ММ.ГГГГ ее супруг умер, и она на основании свидетельства о праве на наследство по закону стала собственником дома по адресу: <адрес>. Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении ей занимаемого земельного участка в собственность, однако получила отказ в связи с тем, что спорный земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водозаборов. Согласно Топоплана от ДД.ММ.ГГГГ на данном участке красных линий нет. Водные объекты также отсутствуют. Истец Ляпустина О. М. просит суд признать за ней право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв. м. Истец Ляпустина О. М. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением. В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца Ляпустиной О. М. в судебном заседании представляет по доверенности Абдуллин Р. М., действующий по доверенности. Представитель истца Абдуллин Р. М. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик Администрация ГО г. Уфа на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении повесток. Причины неявки суду не известны. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Третье лицо - МУ «Земельное агентство» на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении повестки. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон. Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Ляпустина О. М. является собственником домовладения по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит суд признать за ней право собственности на земельный участок, на котором расположено принадлежащее ей домовладение. В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ). Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ). Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ). Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные не могут предоставляться в частную собственность. Как указано в установочной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П (по делу Близинской об основах платного землепользования в <адрес>) - до 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком. В соответствии со ст. 18 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование. В судебном заседании установлено, что Ляпустина О. М. является собственником домовладения по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство. Из материалов гражданского дела следует, что ранее домовладение принадлежало супругу истца Ляпустину В. В. Суду представлен договор купли-продажи, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Ульдановым А. А. (продавец) и Ляпустиным В. В., в соответствии с которым продавец продал, а покупатель купил жилой дом по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке размером <данные изъяты> кв. м. Суду также представлен кадастровый паспорт на спорный земельный участок, где в графе «разрешенное использование» указано «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек». Материалами гражданского дела подтверждено право собственности Ляпустиной О. М. на домовладение по адресу: <адрес>. Согласно ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Государственная регистрация прав собственности на земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В силу ст. 25.2 № 122-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок является следующие документы: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ). Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок осуществляется также в случае, если: сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка (в ред Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ). кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе, если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное), (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ), (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ). Истец на законных основаниях владеет и пользуется спорным земельным участком, что является основанием для признания за ней права собственности на земельный участок в соответствии с принадлежностью ему домовладения. Суду считает, что нахождение земельного участка во втором поясе санитарной охраны водозаборов р. Уфы не может являться основанием для отказа Ляпустиной О. М. в предоставлении земельного участка, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу п. п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность. В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН. 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом. В соответствии со ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного - бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения в соответствии их санитарными правилами. Ответчиком суду не представлены доказательства (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по РБ, проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного-бытового водоснабжения, утвержденный органом исполнительной власти Республики Башкортостан), с достоверностью подтверждающие невозможность передачи в собственность истцу Ляпустиной О. М. испрашиваемого земельного участка. В письме Управление по земельным ресурсам Администрации ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется сведений о принятии органом исполнительной власти <адрес> решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, которые относятся к местоположению спорного земельного участка, не указано в санитарной зоне какого водного объекта расположен спорный земельный участок. В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений. Статьей 15 указанного закона установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения. Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обремени) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права. Как разъяснено в п. 4 письма Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ИМ/<адрес> «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке «16» раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке «16» раздела КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобное) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть земельного участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится соответствующая информация, содержащая индивидуальные обозначения такой зоны. При этом, если государственный кадастровый учет части земельного участка не осуществлен, дополнительно в строке «16» указывается, что в кадастре отсутствуют сведения о части земельного участка, входящей в зону. При этом в разделе В.2 кадастрового паспорта или кадастровой выписки границы зоны отображаются при наличии соответствующей технической возможности. Согласно кадастрового паспорта на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ, земельный участок по адресу: <адрес> кв. м. имеет кадастровый номер № относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для обслуживания индивидуального жилого дома». Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти или местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в обороте. Проанализировав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что требования Ляпустиной О. М. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок должны быть удовлетворены на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку требование заявлено в отношении придомового земельного участка лицом, являющимся собственником расположенного на этом участке жилого дома, и в отношении земельного участка, перешедшего в фактическое пользование. Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ляпустиной О.М. к Администрации Городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок удовлетворить. Признать за Ляпустиной О.М. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № Данное решение является основанием для регистрации за Ляпустиной О.М. права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы. Судья: А. Т. Сулейманова