Дело № 2-3715/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 октября 2011 года Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сулеймановой А. Т. при секретаре Давлетбаевой Г. Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметова Р.М. к Администрации Городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок и самовольные постройки, У С Т А Н О В И Л: Ахметов Р. М. обратился в суд с иском к Администрации Городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок и самовольные постройки. В обоснование указал, что на основании решения Исполкома Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ Ахметову Р. М. было разрешено проектирование и строительство жилого дома на участке № по <адрес>. На основании Решения Исполкома Калининского районного Совета народных депутатов г. Уфы Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ Ахметову Р. М. было разрешено строительство гаража, сарая, бани. В ДД.ММ.ГГГГ году Ахметов Р. М. построил жилой дома по адресу: <адрес> и узаконил его в соответствии с действующим законодательством. В ДД.ММ.ГГГГ года Ахметов Р. М. построил пристрой - литера <данные изъяты> и в ДД.ММ.ГГГГ году веранду - литера <данные изъяты> Ахметов Р. М. обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность, однако получил отказ. Истец Ахметов Р. М. просит суд признать за ним право собственности на надворные постройки (<данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес>, признать право собственности на земельный участок, кадастровый1 номер № площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>. Истец Ахметов Р. М. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением. В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца Ахметова Р. М. в судебном заседании представляет по доверенности Кильдибаева Т. А. Представитель истца Кильдибаева Т. А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик Администрация ГО г. Уфа на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении повесток. Причины неявки суду не известны. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Третьи лица - Администрация Калининского района ГО г. Уфа, МУ «Земельное агентство» на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении повестки. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон. Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Ахметов Р. М. является собственником домовладения по адресу: <адрес>, что подтверждается регистрационным удостоверением и справкой ГУП БТИ. Истец просит суд признать за ним право собственности на земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему домовладение. В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ). Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ). Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ). Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные не могут предоставляться в частную собственность. Как указано в установочной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П (по делу Близинской об основах платного землепользования в <адрес>) - до 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком. В соответствии со ст. 18 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование. В судебном заседании установлено, что Ахметов Р. М. является собственником домовладения по адресу: <адрес> на основании регистрационного удостоверения. Суду представлена выписка из решения Исполкома Уфимского городского совета народных депутатов БАССР № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой Ахметову Р. М. разрешено проектирование и строительство жилого дома на участке № по <адрес> города в соответствии с санитарными и противопожарными нормами. Решением Исполкома Калининского районного Совета народных депутатов г. Уфы БАССР № от ДД.ММ.ГГГГ Ахметову Р. М. разрешено строительство гаража, бани на земельном участке по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Калининского района г. Уфы вынесено Постановление об узаконении самовольно построенного дома с надворными постройками по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Ахметову Р. М. выдано регистрационное удостоверение. Суду также представлен кадастровый паспорт на спорный земельный участок, где в графе «разрешенное использование» указано «для обслуживания индивидуального жилого дома». Материалами гражданского дела подтверждено право собственности Ахметова Р. М. на домовладение по адресу: <адрес>. Согласно ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Государственная регистрация прав собственности на земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В силу ст. 25.2 № 122-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок является следующие документы: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Обязательным приложением к представляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ). Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок осуществляется также в случае, если: сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка (в ред Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ). кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе, если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке подлежат уточнению и тому подобное), (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ), (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ). Истец на законных основаниях владеет и пользуется спорным земельным участком, что является основанием для признания за ней права собственности на земельный участок в соответствии с принадлежностью ему домовладения. Из письма Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа следует, что Ахметову Р. М. отказано в предоставлении земельного участка в собственность на том основании, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов. Суд считает, что нахождение земельного участка во втором поясе санитарной охраны водозаборов <адрес> не может являться основанием для отказа Ахметову Р. М. в предоставлении земельного участка, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу п. п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность. В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН. 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом. В соответствии со ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного - бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения в соответствии их санитарными правилами. Ответчиком суду не представлены доказательства (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по РБ, проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного-бытового водоснабжения, утвержденный органом исполнительной власти Республики Башкортостан), с достоверностью подтверждающие невозможность передачи в собственность истцу Ахметову Р. М. испрашиваемого земельного участка. В письме Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется сведений о принятии органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, которые относятся к местоположению спорного земельного участка, не указано в санитарной зоне какого водного объекта расположен спорный земельный участок. В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений. Статьей 15 указанного закона установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения. Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обремени) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права. Как разъяснено в п. 4 письма Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ИМ/<адрес> «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке «16» раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке «16» раздела КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобное) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть земельного участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится соответствующая информация, содержащая индивидуальные обозначения такой зоны. При этом, если государственный кадастровый учет части земельного участка не осуществлен, дополнительно в строке «16» указывается, что в кадастре отсутствуют сведения о части земельного участка, входящей в зону. При этом в разделе В.2 кадастрового паспорта или кадастровой выписки границы зоны отображаются при наличии соответствующей технической возможности. Согласно кадастрового паспорта на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ, земельный участок по адресу: <адрес> кв. м. имеет кадастровый номер №, относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для обслуживания индивидуального жилого дома». Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти или местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в обороте. Проанализировав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что требования Ахметова Р. М. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок должны быть удовлетворены на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку требование заявлено в отношении придомового земельного участка лицом, являющимся собственником расположенного на этом участке жилого дома, и в отношении земельного участка, перешедшего в фактическое пользование. Истец Ахметов Р. М. также просит суд признать за ним право собственности на самовольно возведенные строения под литерами А1, а1. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 указанной статьи (абзац второй п. 2 ст. 222 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Из содержания приведенной нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности на самовольную постройку. Суду представлен технический паспорт на домовладение по адресу: <адрес>, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, в соответствии с которым предъявленный построенный жилой дом и вспомогательные сооружения по адресу: <адрес>, в том числе под литерами А1, а1 отвечают санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, строительным нормам и правилам и пригодны к заселению и эксплуатации. Постановлением Главы Администрации ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ приняты в эксплуатацию законченные строительством индивидуальные жилые дома, построенные в Калининском районе ГО г. Уфа, в том числе по адресу: <адрес>. Согласно протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ Ахметову Р. М. разрешен ввод объекта в эксплуатацию и оформление прав пользования земельным участком. Поскольку спорные самовольно возведенные строения не нарушают градостроительные и строительные нормы и правила, сохранение этих строений не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью, суд считает возможным признать за истцом Ахметовым Р. М. право собственности на самовольные строения по адресу: <адрес>. Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ахметова Р.М. к Администрации Городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок и самовольные постройки удовлетворить. Признать за Ахметовым Р.М. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Признать за Ахметовым Р.М. право собственности на самовольно возведенные строения <данные изъяты> - веранда, расположенные по адресу: <адрес>. Данное решение является основанием для регистрации за Ахметовым Р.М. права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, права собственности на самовольно возведенные строения <данные изъяты> - веранда, расположенных по адресу: <адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы. Судья: А. Т. Сулейманова