Дело № 2-3719/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 октября 2011 года Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сулеймановой А. Т. при секретаре Давлетбаевой Г. Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фархутдиновой А.А., Фархутдинова Х.Ф. к ОАО Башинформсвязь» о взыскании материальных расходов и компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Фархутдинова А.А., Фархутдинов Х.Ф. обратились в суд с иском к ОАО Башинформсвязь» об устранении нарушений и компенсации морального вреда. В обоснование указали, что ДД.ММ.ГГГГ телефон № был отключен. Было сделано множество звонков по поводу устранения неполадков связи. После того, как дозвонились до бюро ремонта телефонов, им ответили: - «заявка принята, ждите, приедут, посмотрят». Абонентом «Башинформсвязь» является Фархутдинов Х. Ф. Оплата счетов производится регулярно и своевременно. Истцы ждали трое суток, за которые их сын - инвалид пропустил два дня по три урока занятий по skype. Мама с повышенным давлением не могла дозвониться до дочери. Сорвались множественные звонки по работе. На третьи сутки выяснилось, что телефонный кабель был порван. И все из-за того, что телефонный кабель был протянут не по стандарту, то есть между столбами большое расстояние, телефонный кабель провисает. После сделанных звонков кабель закрепили на штыри рядом проходящих труб теплотрассы. По этой причине закрепления кабеля ненадлежащим образом в двух местах по <адрес> трубы теплотрассы (в связи с непригодностью) не могут убрать уже полгода. Этот факт мешает въезду в частную собственность, и соответственно выезду. Столб, по которому протянут кабель, сильно наклонен и продолжает постепенно наклоняться, что и могло сопутствовать обрыву телефонного кабеля и одновременно является угрозой жизни семьи. ДД.ММ.ГГГГ истцами была написана претензия. ДД.ММ.ГГГГ в ответе на претензию, РСЦ ссылаясь на п. 4.2 указывает, что неполадки устраняют в аварийных ситуациях. Во - первых, неполадки устранены по истечении 3-х суток во второй половине дня в 13 - 30 часов, а не с 9-00 часов в течении 45 мин., как указано в п. 4.2 инструкции о порядке устранения повреждений, на что и ссылалось РСЦ в ответе на претензию. Во-вторых, наклон опоры произошел ввиду сложившихся природных условий, как утверждает РСЦ, а из-за халатного отношения к своей работе. После предъявления претензии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был сделан выезд сотрудниками «Башинформсвязь» к месту аварии. ДД.ММ.ГГГГ были установлены столбы для телефонного кабеля, которые должны были быть установлены три года назад при первоначальной установке столбов и проводке телефонного кабеля. Без действиями сотрудников «Башинформсвязь» истцам причинен моральный вред. Истцы просят суд обязать «Башинформсвязь» исправить недочеты, то есть исправить наклоненный столб, взыскать с «Башинфорсвязь» в пользу истцов компенсацию материальных расходов в сумме <данные изъяты> рублей и морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. От истцов приняты уточнения к исковому заявлению, где они просят суд взыскать с ОАО «Башинформсвязь» в пользу Фархутдиновой А. А. компенсацию материальных расходов в сумме <данные изъяты> рублей и моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей, в пользу Фархутдинова Х. Ф. компенсацию материальных расходов в сумме <данные изъяты> рублей и моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей. Истец Фархутдинов Х. Ф. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В своем заявлении просит суд рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, с участием представителя. В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца Фархутдинова Х. Ф. на судебном заседании представляет по доверенности Фархутдинова А. А. Истец Фархутдинова А. А., также действующая по доверенности в интересах истца Фархутдинова Х. Ф., на судебном заседании исковые требования в части взыскания с ответчика материальных расходов и компенсации морального вреда поддержала, просила удовлетворить. От исковых требований об обязании ответчика устранить нарушения, истец Фархутдинова А. А., также действующая по доверенности в интересах истца Фархутдинова Х. Ф., отказалась в связи с устранением, о чем расписалась в протоколе судебного заседания. Определением Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца Фархутдиновой А. А., также действующей по доверенности в интересах истца Фархутдинова Х. Ф., от части исковых требований. Представитель ответчика ОАО «Башинформсвязь» Булгаков Р. В., действующий по доверенности, исковые требования в части взыскания с ответчика материальных расходов и компенсации морального вреда не признал, просил в удовлетворении отказать. При этом пояснил, что нарушения, действительно, имели место, но они устранены, в связи с чем он не возражает против отказа истца от исковых требований в части обязания ответчика устранить нарушения. Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что согласно представленной домовой книги истцы Фархутдинова А. А., Фархутдинов Х. Ф. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Башинформсвязь» и Фархутдиновым Х. Ф. был заключен договор об оказании услуг связи №. В связи с отключением установленного телефона, истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились к оператору связи с заявлением об устранении неполадков. Из материалов гражданского дела и объяснений истца Фархутдиновой А. А. следует, что связь была восстановлена ДД.ММ.ГГГГ в 13-30 часов. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ они находились без телефонной связи, что повлекло пропуск занятий их сыном - инвалидом, с которым учителя проводят занятия по skype, истцы просят суд взыскать с ответчика понесенные ими расходы на разговоры по сотовой связи и компенсацию морального вреда. Кроме того, столб, с помощью которого протянут кабель, установлен не правильно, он сильно наклонен и продолжает наклоняться, что может привести к разрыву кабеля. Истцы обращались к ответчику об устранении нарушений, однако своевременно выявленные недостатки устранены не были. В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 "Инструкции о порядке устранения повреждений и учета заявлений, поступающих в бюро ремонта (ЦБР) на местных телефонных сетях" (утв. Минсвязи РФ ДД.ММ.ГГГГ)) продолжительностью повреждения считается время с момента заявления о неисправности телефонной связи до момента ее восстановления, включая ночное время, праздничные и выходные дни. 4.2. Станционно-абонентские повреждения устраняются в следующие контрольные сроки: - в течение 45 мин. с момента поступления заявки на обслуживаемых АТС; - 2-х часов - на необслуживаемых АТС, в том числе и в случае аварийных ситуаций: пропадание электропитания, повреждения СВУ и др. В случае поступления заявления в нерабочее время, кроме аварийных ситуаций, повреждения устраняются в указанные контрольные сроки, начиная с 9-00 часов следующего рабочего дня. Пункт 4.3.1 Инструкции предусматривает, что аппаратные и линейно-абонентские повреждения устраняются в течение следующего рабочего дни после поступления заявки или в любой последующий день по желанию абонента. Согласно пункта 4.3.3 Инструкции устранение повреждений телефонов учрежденческого сектора производится в течение следующего рабочего дня после поступления заявления (исключение составляют условия, приведенные в п. 4.3.2). В силу пункта 4.3.5 Инструкции повреждения, выявленные в субботние и предпраздничные дни, исправляются на следующий рабочий день (исключение составляют условия, приведенные в п. 4.3.2). Повреждения обнаружены ДД.ММ.ГГГГ, что является выходным днем (суббота). Повреждения устранены ДД.ММ.ГГГГ в 13-30 часов, что также подтвердила в судебном заседании истец Фархутдинова А. А. ДД.ММ.ГГГГ является первым рабочим днем. Таким образом, нарушения устранены своевременно в соответствии с "Инструкцией о порядке устранения повреждений и учета заявлений, поступающих в бюро ремонта (ЦБР) на местных телефонных сетях" (утв. Минсвязи РФ ДД.ММ.ГГГГ)) За время бездействия телефона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет абонентской платы, что также подтвердила истец Фархутдинова А. А. в судебном заседании. Истец Фархутдинова А. А. в судебном заседании указала, что занятия с ее сыном в субботу начинаются в 17-00 часов и продолжаются 40 минут. Поскольку ДД.ММ.ГГГГ телефон не работал, занятия были прерваны. Однако, как следует, из распечатки звонков, приобщенной истцами к материалам гражданского дела, первый звонок в ОАО «Башинформсвязь» был сделан в 17:52:40, то есть после времени, отведенного для занятий. Таким образом, суд не усматривает каких-либо нарушений прав истцов в связи с ремонтом телефона, следовательно, основания для взыскания с ответчика понесенных материальных затрат в размере <данные изъяты> копеек, у суда отсутствуют. Из материалов гражданского дела и объяснений сторон следует, что столб, с помощью которого закреплен кабель, был не правильно установлен, в связи с чем истцы ДД.ММ.ГГГГ также обратились к ответчику с претензией об устранении допущенных нарушений. Согласно представленного акта от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного представителем ЦТЭ и абонентом Фархутдиновой А. А. обнаружено: наклоненная опора, у следующей опоры провален грунт, замечания устранены на месте, абонент удовлетворен устраненными недостатками. Представитель ответчика ОАО «Башинформсвязь» Булгаков Р. В., действующий по доверенности, в судебном заседании указал, что нарушения, действительно, имели место, однако на сегодняшний день они устранены. Таким образом, факт наличия нарушений на день поступления иска в суд нашел подтверждение в судебном заседании. В соответствии с п. 3.2.3 договора об оказании услуг связи № от ДД.ММ.ГГГГ оператор связи обязан по заявлению абонента устранять нарушения связи и другие недостатки оказываемых услуг связи в разумный срок с учетом сроков, установленных технологическими и нормативно-техническими документами, а также сроки рассмотрения претензии. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей» недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю. В данном случае в нарушение заключенного договора оператором связи не устранены выявленные недостатки в разумные сроки, указанные недостатки устранены только после возбуждения в суде производства по гражданскому делу по настоящему иску. В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей") В силу ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины. Поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае. Таким образом, вина является обязательным условием для присуждения компенсации судом. Судом установлено, что нарушения имели место, с целью устранения которых истцы вынуждены были обратиться с претензией к ответчику, а в дальнейшем и в суд. В качестве обстоятельств, подлежащих учету при определении размера компенсации морального вреда, целесообразно рассматривать: последствия причинения имущественного вреда, вызывающие нравственные и физические страдания, в том числе нарушение устоявшегося жизненного уклада; размер причиненного имущественного вреда; функциональное назначение имущества; поведение причинителя вреда при рассмотрении требований истца. Кроме вышеуказанных имущественных прав, есть еще одна категория имущественных прав, нарушение которых порождает право на компенсацию морального вреда. Это такие имущественные права, которые тесно связаны с личными неимущественными правами, и действие, нарушающее эти имущественные права, одновременно нарушает и личные неимущественные права. Это право на обеспечение жизненного уровня, необходимого для поддержания здоровья и благосостояния граждан и членов его семьи в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и иные случаи утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам Заслуживающими внимания обстоятельствами применительно к данной категории дел следует считать ухудшение здоровья, наступившее вследствие уклонения от своевременного устранения недостатков, имущественное положение потерпевшего, его семейное положение, конкретные условия жизнеобеспечения. Проанализировав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что ответчик длительное время уклонялся от удовлетворения законных требований потребителя во внесудебном порядке, что подтверждает факт причинения истцам по вине ответчика морального вреда. С учетом принципа разумности и справедливости, а также учитывая, что на момент рассмотрения данного гражданского дела по существу все недостатки ответчиком устранены, выявленные недостатки не повлекли какого-либо расстройства здоровья истцов, суд полагает необходимым снизить размер морального вреда с 50 000 рублей до 1 000 рублей для каждого. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, с ответчика ОАО «Башинформсвязь» подлежит взысканию госпошлина в доход государства, от уплаты которой истцы освобождены, в размере 200 рублей. Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Фархутдиновой А.А., Фархутдинова Х.Ф. к ОАО Башинформсвязь» о взыскании материальных расходов и компенсации морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с ОАО «Башинформсвязь» в пользу Фархутдиновой А.А. в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере <данные изъяты>). Взыскать с ОАО «Башинформсвязь» в пользу Фархутдинова Х.Ф. в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере <данные изъяты>). В исковых требованиях Фархутдиновой А.А., Фархутдинова Х.Ф. к ОАО Башинформсвязь» о взыскании материальных расходов отказать за необоснованностью. Взыскать с ОАО «Башинформсвязь» госпошлину в доход государства в размере <данные изъяты>). Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы. Судья: А. Т. Сулейманова