2-4506/2011 по иску Сибагатовой Е.А. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



     Д № 2-4506/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      

20 октября 2011 года                                                                                   г. Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Мударисовой Е.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Сибагатовой Е.А. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Сибагатова Е.А. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что истцу на основании договора социального найма от 13.12.2010 г. принадлежит комната по адресу: <адрес>. В данной комнате зарегистрированы и проживают Сибагатова Е.А., Сибагатов Р.Р., что подтверждается справкой от 24.08.2011 г, выданной Филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» МУП Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Калининский район отделение «Северное». В 2011 году Сибагатова Е.А. обратилась в Управление приватизации жилых помещений МУП «Центр недвижимости» г. Уфы с целью оформить право собственности на вышеуказанную комнату. Сибагатов Р.Р. от права приватизации отказался.

Согласно Акта приема-передачи № б/н от 30.11.2009 г. объекта жилищно-коммунального назначения - общежития, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, дом 1/3, ОАО «УМПО» передало общежитие по вышеуказанному адресу, а Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа РБ принял его в состав муниципальной казны и одновременно передал в управление МУП «УЖХ г. Уфы». Жилой дом № 1/3 по ул. Ферина принят в муниципальную собственность городского округа город Уфа РБ на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа РБ от 22.09.2009 г. №4604, акта приема - передачи от 30.11.2009 г.

Истец обратилась в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа РБ для государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа город Уфа РБ на занимаемое жилое помещение. Для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа город Уфа РБ на вышеуказанное жилое помещение Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа был сдан необходимый пакет документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Однако в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанную комнату отказано. Согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на здание по указанному адресу зарегистрировано право собственности ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Заявления от ОАО «УМПО» на прекращение записи о праве собственности на здание и перехода права в муниципальную собственность не представлено. Данные обстоятельства подтверждаются сообщением Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № С-1665 от 24.08.2011 г.; сообщением об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов от 26.07.2011 г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 N 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Истец просит признать за ней право собственности на жилую комнату по адресу: <адрес>,общей площадью жилого помещения 22,4 кв.м., в том числе жилой площадью 17,0 кв.м.

В судебном заседании истец Сибагатова Е.А. требования иска поддержала, просила удовлетворить, третье лицо Сибагатов Р.Р. против удовлетворения иска не возражал.

Представитель ответчика - Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки.

Представители третьих лиц - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа, извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения об уважительных причинах неявки.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьих лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

П. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Согласно абзаца 1 статьи 9 Закона Российской Федерации “Об основах Федеральной жилищной политики”, от 24 декабря 1992 года, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

В соответствии с материалами дела по адресу: <адрес> зарегистрированы: Сибагатова Е.А., Сибагатов Р.Р.. От Сибагатова Р.Р. имеется согласие, удостоверенное нотариусом, в соответствии с которым он отказывается от приватизации жилплощади, находящейся по адресу: <адрес>, совладельцем жилья быть не желает и остается на данной жилплощади только как член семьи с правом постоянного проживания и регистрации.

Как видно из материалов дела, Сибагатова Е.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 14.10.1986 года по настоящее время.

13.12.2010 по договору социального найма Администрация ГО г.Уфа передало Сибагатовой Е.А. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно техническому паспорту, кадастровому паспорту на жилое помещение - <адрес> - общая площадь жилого помещения составляет 22,4 кв.м, жилая площадь - 17 кв.м.

В феврале 1993 года Председатель Коллегии Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом, принял решение, которым утвердил приватизацию Уфимского моторостроительного производственного объединения УМПО.

Согласно Плану приватизации Уфимского моторостроительного производственного объединения в состав имущества, подлежащего акционированию, в состав Уфимского моторостроительного производственного объединения вошло общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.

В феврале 1993 года состоялось решение Коллегии государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом о преобразовании Уфимского моторостроительного производственного объединения в акционерное общество открытого типа.

7 ноября 2007 года, ответчик, после получения свидетельства о государственной регистрации права серии становится собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Ферина, дом № 1/3.

Из содержания указанного свидетельства следует, что основанием для возникновения права собственности послужили: План приватизации Уфимского моторостроительного производственного объединения, утвержденный Решением Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом № 10 от 5 февраля 1993 года.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что дом № 1/3 по улице Ферина города Уфы Республики Башкортостан вошел в уставной капитал открытого акционерного общества “Уфимское моторостроительное производственное объединение”, которое ранее, до его приватизации, находилось в ведении государства.

Анализ вышеизложенного позволяет суду сделать следующий вывод: дом № 1/3 по улице Ферина города Уфы Республики Башкортостан вошел в уставной капитал открытого акционерного общества “Уфимское моторостроительное производственное объединение” в нарушение пункта 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и статье 9 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”.

В пользу этого вывода суда говорит то обстоятельство, что обязанность ответчика в силу названных выше норм права, по передаче жилищного фонда предприятий, принадлежавших государству, в ведение государственных или муниципальных органов носит безусловный характер.

Принимая во внимание, что спорное жилое помещение, предоставленное истцам, в нарушение действовавшего законодательства, вошло в уставной капитал акционерного общества открытого типа, что нарушает жилищные права истца по приватизации спорного жилого помещения; в настоящее время жилое помещение, комната <адрес> Республики Башкортостан является изолированным и оборудованным отдельным санузлом, данное обстоятельство не оспаривается ответчиком по делу и подтверждается техническим паспортом спорного жилого помещения, истец не участвовала в приватизации, что подтверждается справкой УГФ ГУП "БТИ РБ", не имеет в собственности какого-либо иного жилого помещения, что подтверждается справкой Управления росреестра по РБ, суд полагает требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По изложенным мотивам суд считает требования иска обоснованными и основанными на нормах действующего законодательства и подлежащими удовлетворению.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сибагатовой Е.А. удовлетворить.

Признать за Сибагатовой Е.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Данное решение является основанием для регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан права собственности за Сибагатовой Е.А. права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Калининский районный суд г. Уфы.

           Судья:                                                                                              Бикчурина О.В.