2-5020/11 Шакирова Л.З. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок (не вступило в з/с)



№ 2-5020\11                                                

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2011 года                                                                                                   город Уфа

Калининский районный суд г.Уфы в составе

Председательствующего судьи Мугиновой Р.Х.,

При секретаре Камаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шакировой Л.З. к Администрации городского округа г.Уфа о признании незаконным отказа Администрации ГО г. Уфа в переоформлении в собственности земельного участка, признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Шакирова Л.З. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа о признании незаконным отказа Администрации ГО г. Уфа в переоформлении в собственности земельного участка, признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации площадью 710 (семьсот десять) кв.метров (кадастровый номер расположенный в Калининском районе г.Уфы в <адрес>.

В судебное заседание истец Шакирова Л.З. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебное заседание ответчик Администрация городского округа г. Уфа не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании третье лицо ОСТ ОАО УМПО исковые требования поддержало, просила удовлетворить.

Суд, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 20 ЗК РФ гарантирует гражданам право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков, которые имеются у них в пользовании.

В силу п. 5 ст. 20 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок.

Следовательно, во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или находящимся на земельном участке строением, у собственника возникает право на однократно бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном данной статьей.

Установлено, что постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ОСТ ОАО УМПО КС земельный участок общей площадью 6,1269 га, в том числе: под садовые участки - 5,86 га, под проезды - 0,2669 га в <адрес> в аренду для ведения садоводства (л.д.6).

Постановлением Главы Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен для ведения садоводства КС ОСТ ОАО УМПО земельный участок, с кадастровым номером площадью 6,1269 га, в том числе: под садовые участки - 5,86 га, под проезды - 0,2669 га в <адрес> ГО <адрес>, в аренду на неопределенный срок, но не более, чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд (л.д.7).

Как усматривается из искового заявления, в связи с тем, что земельные участки не были оформлены должным образом, он обратился в КУМС Администрации ГО <адрес> о передаче собственность земельного участка. Однако получил отказ в предоставлении земельного участка.

Согласно письма КУМС Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Совета ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и на основании заключения Главархитектуры за /пт от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление        в собственность земельных участков не представляется возможным, в связи с резервированием земель сада для муниципальных нужд.      

Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ) предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.

В соответствии с п. 5 ст. 28 данного закона к указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.            

Как усматривается из искового заявления, истец является членом огородно-садового товарищества ОАО УМПО коллективный са<адрес> занимает садовый земельный участок площадью по 710 кв.м., на котором занимается садоводством и огородным хозяйством.

Установлено, что истец обращался в Администрацию городского округа <адрес> (КУМС) с заявлением о передаче в собственность земельных участков, на что ею получен устный отказ со ссылкой на то, что данный земельный участок зарезервирован за городом для муниципальных нужд.

На основании ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать право собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ).

Истцом были приложены к заявлению постановление главы Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и постановление Главы Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым предоставлен в аренду ОСТ ОАО УМПО КС земельный участок общей площадью 6,1269 га. для ведения садоводства. Указанные документы являются надлежащими правоустанавливающими документами на право пользования земельными участками для ведения садоводства. С момента их выделения земельные участки использовались для ведения садоводства членами коллективного сада ОСТ ОАО УМПО, что подтверждается материалами дела.

Статья 34 ЗК РФ устанавливает, что граждане в подаваемом заявлении должны определить только цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

С принятием Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» ранее установленный порядок приватизации земельных участков существенно изменился.

Внесенные им изменения в ст. 25. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст. 28 ЗК РФ относятся к приватизации земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие ЗК РФ на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Для переоформления своего права на соответствующий земельный участок граждане, минуя исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, обращаются с заявлением в территориальные органы Федеральной регистрационной службы. Основанием для государственной регистрации являются акты о предоставлении гражданину земельного участка, изданные органами государственной власти или местного самоуправления в пределах компетенции либо выданные уполномоченным органом государственной власти, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органами местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права (для участков, выделенных для ведения личного подсобного хозяйства); иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право гражданина на земельный участок (п. 8 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ).

Наряду с документом, удостоверяющим право гражданина на земельный участок, в обязательном порядке должен прилагаться соответствующий кадастровый план земельного участка. Расхождения сведений о площади фактически занимаемого земельного участка, выявленные при межевании и постановке на кадастровый учет, по сравнению с правоустанавливающими документами, не являются основанием для отказа в государственной регистрации права гражданина на земельный участок. В этом случае следует исходить из кадастрового плана земельного участка при условии, что превышение (за пользование) не выходит за рамки минимальных норм предоставления земельного участка соответствующего целевого назначения.

В данном случае спорные земельные участки уже были первоначально предоставлены ОСТ ОАО УМПО КС под садоводство, что так же подтверждается постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Главы Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, а затем был предоставлен истцу для ведения садоводства. Истцом суду представлены кадастровый паспорт земельного участка.

Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ) изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд в случае первичного предоставления земельного участка для определенных целей, а не в случае изменения титула прав на земельный участок для граждан, который на законном основании длительное время пользовался земельным участком.

Статья 28 ЗК РФ регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В данном же случае к отношениям сторон следует применять положения ст. 36 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания и сооружения.        

В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абзацем 2 данной статьи предусмотрено исключительное право граждан-собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

Статья 27 ЗК РФ предусматривает, что не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, земли, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. земли, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением, случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что ссылка ответчика на невозможность передач в собственность земельного участка ввиду резервирования земель не основана на соответствующей градостроительной документации, подтверждающей резервирование земель для конкретных муниципальных нужд. Кроме того, ответчиком не доказано соответствие оснований резервирования земель для муниципальных и государственных нужд требованиям, предусмотренным законодательством.

На основании изложенного, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований Шакировой Л.З.

Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Шакировой Л.З. к Администрации городского округа г.Уфа о признании незаконным отказа Администрации ГО г. Уфа в переоформлении в собственности земельного участка, признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Шакировой Л.З. право собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью 710 (семьсот десять) кв.метров (кадастровый номер расположенный в <адрес> <адрес> .

Данное решение считать основанием для регистрации за Шакировой Л.З. право собственности на земельный участок площадью 710 (семьсот десять) кв.метров (кадастровый номер расположенный в <адрес> ., в Управлении Федеральной регистрационной службы по республике Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Калининский районный суд г. Уфы.

             СУДЬЯ:                                                                         Р.Х. МУГИНОВА